У р о к 34. ЧИСЛО 10

0
467
география

У р о к 34. ЧИСЛО 10

Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 10; формировать умение в увеличении и уменьшении числа на 1; закреплять знание состава изученных чисел; работать над развитием мышления учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Образование числа 10.

Учащиеся рассматривают сюжетный рисунок (с. 56 учебника, часть 1) и составляют по нему рассказ.

Затем дети составляют по данному рассказу числовое выражение, которое решается сложением. В результате на доске появляется з а п и с ь:

9 + 1 =

– Какое число следует за числом 9? (Число 10.)

Учитель вывешивает увеличенный образец записи числа 10 и дополняет предыдущую з а п и с ь:

9 + 1 = 10.

– Что вы можете сказать о числе 10?

– Где на числовой прямой место числа 10? (Учащиеся наносят число 10 на числовую прямую.)

2. Объяснение новых понятий: «однозначное число» и «двузначное число».

– Посмотрите внимательно и скажите: чем отличается число 10 от чисел, которые мы изучили ранее? (Для его записи требуются две цифры.)

Числа, для записи которых требуются две цифры (два знака), называются двузначными; числа, для записи которых требуется одна цифра (один знак), называются однозначными.

3. Упражнение в чтении порядковых числительных.

Далее дети по этому же рисунку упражняются в чтении порядковых числительных: первый, второй, третий… десятый.

Затем дети составляют ещё один рассказ и по нему записывают числовое выражение, которое решается вычитанием:

10 – 1 = 9.

Учитель просит учащихся сравнить оба выражения:

9 + 1 = 10;

10 – 1 = 9 и подумать над тем, как они связаны между собой.

III. Анализ образца, письмо числа 10.

Учитель обращает внимание детей на увеличенный образец числа 10.

Ноль встаёт за единицей –

Вот и 10 на странице.

Г. Виеру

Так как число 10 двузначное, для его записи требуются не одна, а две клетки.

Письмо числа по э т а п а м:

 в воздухе;

 по точкам;

 самостоятельно (с. 15 в тетради № 1, задание 3).

IV. Закрепление знания порядкового места чисел 1–10.

Учащиеся выполняют вторую часть задания 3 (с. 15 в тетради № 1), восстанавливая ряд чисел.

Далее учитель может предложить ученикам выполнить задание 4 (с. 15 в тетради № 1): стрелками соединить числа в заданном порядке.

V. Упражнение в увеличении (уменьшении) числа на 1.

Учитель может использовать задание 2 (с. 56 учебника, часть 1). Данное задание можно провести в виде игры «Лучший счётчик».

При выполнении задания отрабатывается использование детьми терминов «последующее число», «предыдущее число». Также учителю следует отрабатывать у учащихся навык чтения равенств разными способами.

VI. Закрепление знания состава изученных чисел.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

Ученики выполняют задание 2 (с. 15 в тетради № 1).

Дети находят значения числовых выражений, которые даны в задании, затем все числовые выражения, которые имеют значение «5», закрашивают красным цветом, а те выражения, которые имеют значение «4», – зелёным.

(При выполнении задания ученикам можно пользоваться числовой прямой.)

С а м о п р о в е р к а с доски (или с контрольного листа).

VII. Работа с геометрическим материалом.

Учитель спрашивает учащихся о том, как называются линии, изображённые в задании 3 (с. 56 учебника, часть1).

– Обоснуйте ваше мнение.

– Что можно сказать о длине зелёного отрезка по сравнению с синим? (Зелёный отрезок короче синего.)

– Что можно сказать о длине синего отрезка по сравнению с зелёным? (Синий отрезок длиннее зелёного.)

– Почему так считаете? (В синем отрезке содержится 5 мерок, а в зелёном – 6.)

VIII. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Чему научились на уроке?

– Что особенно понравилось?