Цели: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нем; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: таблица «Пунктуация в БСП», тесты.
Ход урока.
I. Лингвистическая разминка.
1. Поставьте числительные, помешенные в скобках, в нужном падеже.
Около (400) экземпляров, из (250) книг, к (500) ученикам, с (300) участниками.
2. Определите, от каких частей речи образовались следующие слова.
Неплохо, почемучка, давным-давно, кое-как, повсюду, неудачно, доныне.
3. Придумайте предложения со следующими вводными словами.
Наверное, по всей вероятности, по-видимому, видно, знать.
Есть ли между этими словами стилистические различия?
II. Проверка домашнего задания. Работа с тестами (3 чел.)
Заслушивается ответ по теме «Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными».
III. Работа по теме урока.
1. Анализ предложений.
1. Она с радостью переносила боль: только бы спасти своих милых братцев,
2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
3. В саду уже пробились светло-зеленые иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; веселый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
4. Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.
5. На другой день проснулся: уже дед ходит по баштану как ни о чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.
2. Работа с учебником.
Задание: прочитать §98, составить таблицу «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСП)».
ЗНАЧЕНИЕ |
МОЖНО ВСТАВИТЬ |
1 |
2 |
ЗАПЯТАЯ: перечисление фактов |
И |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: то же, но предложения отдалены по смыслу и внутри частей уже есть знаки препинания. |
И |
ДВОЕТОЧИЕ: 1)причина; 2)пояснение; 3)дополнение. |
ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО, КАК-ТО ЧТО |
ТИРЕ: 1) противопоставление; 2) условие; 3)время; 4) вывод, следствие; 5) сравнение; 6) быстрая смена явлений |
А, НО ЕСЛИ КОГДА ПОЭТОМУ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО КАК, СЛОВНО |
IV. Закрепление.
Упражнения 487, 488,490,492 выполняются устно. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания. Упражнения 489 – письменно, с последующей проверкой (расставить знаки препинания, составить схемы предложений 3, 6 и произвести их синтаксический разбор).
V. Итог урока. (ЕГЭ. Задание А 23. Знаки препинания в БСП.)
VI. Домашнее задание.
1.§ 98.
2. Упражнение 497 или 493 (по выбору).