Тема: «Япония в XIX- нач. XX вв.»

0
17
window

Тема: «Япония в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект:

Япония переживала глубокий кризис. Сельское хозяйство пришло в упадок. Снизилась численность населения. Капитализм медленно набирал силу. Число мануфактур увеличилось до 180. из-за разделения страны по отраслям сформировался внутренний рынок. Развитие торговли привело к развитию центров и городов. Выступления городской бедноты и крестьян ослабили власть сёгуната и породили политический кризис. Самое крупное восстание против сёгуната было в 1837 г. в городе Осака под предводительством Осио Хэйхатиро – самурая, возглавлявшего городскую охрану. Непомерный рост цен на рис повлёк за собой голод, что послужило причиной восстания, а целью – свержение власти сёгуна. Политика «закрытых дверей» ослабила власть сёгуната и способствовала отсталости народа, приостановке развития производства, торговли, отсутствию связей с иностранными государствами, замкнутости и отстранённости японии от мировых событий.

Территория государства состояла из мелких и крупных островов. Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были португальцы в 1542 г. в середине ХVII в. Токугава Измицу, боясь захвата японских территорий ввёл политику «закрытых дверей», запрещавшую японцам покидать страну.

«Открытие» Японии

1854 г. подписан договор между Японией и США.
1854 г. — подписаны англо-японские соглашения
1855 г. — подписаны РУсско-японские соглашения
1856 г. соглашение между Голландией и Японией.
1858 г. подписано французскояпонские соглашения

Задание: Заполните таблицу, используя учебник страница 207 – 209, параграфа 24.

Год открытия Японии

Страны Европы и Америки

Где и какую политику проводили

Последствия

Переворот Мэйдзи 1868 – 1872 гг.
1868 г. падение сёгуната Токугава.
1868-1912 гг. правление императора Муцухито. Его правление получило название «Мэйдзи», что в переводе означает «просвещенно правление». Перенес столицу из Киото в Токио (Эдо).
1871 г. —ликвидированы кияжества и вместо них созданы префектуры, Отменены сословные различия.
1872 г. — введена всеобщая воинская повинность, нанесен удар по привилегиям самураев.
1872-1873 гг. — проведена земельная реформа, законодательно закрепившая частную собственность

Агрессивная политика Японии.

1874 г. — вторжение японских войск на Тайвань – поиск новых источников сырья

1902 г. – договор с Англией

1894-1895 гг. — японо-китайская война.
1904-1905 гг. — война Японии с Россией за раздел влияния на Дальнем Востоке.
1910 г.— захват Японией Кореи.

Восстания и политические движения.

1877 г. — восстанiе самураев под началом Сайго Такамори, недовольных реформами.
1881 г. — создана либеральная партия Японии (дзиюто).

1882 г. — создана партия конституционных реформ (Кайсинто).
1889 г. — принята первая конституция Японии.
1890 г. — созыв первого японского парламента.

Первая Конституция 1889 г.

Император (микадо) – имел право

Парламент

СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА назначал император

ИЗБРАННЫЕ ДЕПУТАТЫ избираться могли мужчины, достигшие 25 лет и заплатившие налог в размере 15 йен. Правами выбора обладал 1% всего населения. Могли обсуждать законы, но не издавать.

II. Контрольно-измерительные материалы:

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

1. 13 марта 1854 года:
А) Началась революция в Японии.
В) Подписан договор между США и Японией.
С) Подписан договор между Японией и Россией.
Д) Император отрекся от престола.
Е) Началась война США с Японией.
2. В июне 1868 года в Японии:
А) Императором стал Муцухито.
В) Подписаны англо-японские соглашения.
С) Столица страны Эдо переименована в Токио.
Д) Выла введена всеобщая воинская повишюсть.
Е) Введен денежный налог.

3. Время правления императора Муцухито в Японии называлось:
А) Время экономических реформ.
В) Время постоянных войн с соседними странами.
С) Время промышленного переворота.
Д) Время правления ученого Мэйдзи.
Е) Время улучшения экономических связей с Россией.
4. Русско-японская война началась в:
А) 1900 г. В) 1901 г. С) 1902 г.

Д) 1905 г. Е) 1904 г.

5. Образцом для первой японской конституции 1889 г. послужила конституция:

А) Английская. В) Американская. С) Французская.

D) Прусская. Е) Итальянская.

6. Промышленный переворот в Японии завершился:

А) В конце XIX – в начале ХХ в.

В) В середине XIX в.

С) В конце ХVIII в.

D) В начале XIX в.

Е) В середине ХХ в.

7. Сан Катаяма и Дэндзиро Котоку вошли в историю Японии как:
А) Члены правительства.
В) Владельцы монополий.
С) Герои русско-японской войны.
Д) Изобретатели.
Е) Создатели Социалистической партии.

8. Яркая черта японского общества, корпоративность, означает:
А) Преданность корпорации в лице вождя.
В) Верность традициям.
С) Стойкость.
Д) Высокий профессионализм.
Е) Исполнительность.

9. В начале XX века в Азии началась экспансия государства

A) Иран. B) Китай. C) Япония.

D) Вьетнам. E) Корея.

10. Лидер Японской социалистической партии Д. Котоку был сторонником:
А) “Тактики осиных укусов”.
В) Тактики гражданского неповиновения.
С) “Прямых действий”.
Д) Соглашателей-реформистов.
Е) Нелегальной деятельности.

Ключ:

  1. Открытые тесты:

1. Сэн Катаяма и Дэндзиро Котоку вошли в историю Японии как: ____________

2. Японско-китайская война была: ________________

  1. Творческие задания:

1. Расскажи о крупнейшем восстании в городе Осака в 1837 г.

1) Причины восстания:_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

2) Цели восстания:_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3) Результаты:_____________________________________________________________________________

2. Перефразировав известный афоризм аббата Сийеса времен Великой французской революции, можно сказать: «Что такое сегун? Все. Что такое император? Ничто». Почему сегун сохранял императорскую власть в Японии, раз она «ничто»?

3.Японскому политическому деятелю конца ХVIII — начала ХIХ вв. Гамо Кумпэй приписывается следующее характерное высказывание: «Гнев богатых осакских купцов вселяет ужас в сердца князей». Как вы понимаете данное утверждение?

4. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Индия и Китай развивались исключительно самобытно, а Япония во многом шла по пути заимствования и преобразования на свой лад их религии, военного искусства, традиций, обычаев и т. д.»?

III. Понятия и термины:

Конституция, Контрибуция, Император, Парламент, Капитализм, Сёгунат, Политика «закрытых дверей»,

«Открытие» Японии, Переворот мейдзи, «реставрация мейдзи», Мэйдзи, Мицуи, Мицубиси, Сумитомо

ПЕРСОНАЛИИ

Осио Хэйхатиро – самурай, возглавлявший городскую охрану

Токугава Иэмицу – сёгун, ввел политику «закрытых дверей» в середине XVII в.

А. Лаксман, Н.П. Резановым – дипломатические миссии России

М. Пери – коммодор США

Аматерасу – посланник Бога Солнца

Муцухито – сел на трон в 15 лет

Кэйки – последний сёгун

РАБОТА ПО КАРТЕ:

Показать государства:

  • Японию, Корею, Китай, Россию, Англию, США, Португалию

Показать острова:

  • Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хокайдо

Показать города:

  • Эдо, Киото, Осака, Нагасаки, Нагая, Хаката, Токио

IV. Это интересно:

1. Вся жизнь японского общества была опутана паутиной запретов и рекомендаций, наставлений и предписаний. Главной целью регламентирования было сохранение существующего порядка в обществе. Указы и своды правил определяли жизнь всех сословий, занятия, нормы поведения, качество и характер одежды, пищи и т. д.
Крестьянам специально изданными правилами предписывалось вставать на заре, не пить водки и чая, не курить табака, употреблять в пищу только простое зерно, носить одежду из хлопчатобумажных тканей, строить маленькие жилища, не употреблять носилок при свадьбах, не класть ковер на седло и т. п. Горожанам было запрещено носить шелковую одежду, и иметь в доме лакированную утварь, носить золотые в серебряные украшения, строить трехэтажные дома и т. д.

2. Согласно «кодексу чести», самураи должны были вести суровый образ жизни: довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно верными и послушными своему господину вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча. Создавали школы для обучения военному искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь