Тема: Знаки препинания при диалоге.

0
1560

Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок обобщения зун.

Оборудование: схемы.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. (Работа у доски и в тетрадях.)

– Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.

А: «П?»

А: «П!» – а.

«П. – а. – П…»

«П, – а: – п».

– Замените прямую речь косвенной.

Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»

– Найдите ошибки в замене прямой речи косвенной.

Петя писал дедушке в деревню, что скоро наступит лето, ты приедешь к нам, а потом мы вместе поедем к тебе в деревню.

II. Комментированный диктант.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые “муки творчества”.

Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К.Паустовский)

III. Работа по теме урока.

– Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?

– Как можно оформить диалог на письме?

Работа с учебником: чтение § 102.

Закрепление.

– Составьте диалог по следующей схеме.

А:

-П!

-П, – а.

А:

-П, – а.

-Составьте схему диалога.

Воропаев говорит:

– Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

– Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, – отвечает Болотников.

– Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, – говорит Воропаев.

— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1.§ 102.

2. Упражнение 508.

I. Обобщающий тест по теме «Синтаксис и пунктуация».

1. По цели высказывания предложения бывают:

а) вопросительные, восклицательные, повествовательные;

б) побудительные, повествовательные, вопросительные;

в) восклицательные, невосклицательные, вопросительные;

г) повествовательные, неповествовательные, восклицательные;

д) вопросительные, невопросительные, восклицательные.

2. По интонации предложения бывают:

а) вопросительные и невопросительные;

б) вопросительные и восклицательные;

в) повествовательные и восклицательные;

г) восклицательные и невосклицательные;

д) повествовательные и вопросительные.

3. Двусоставными называются предложения:

а) состоящие из двух частей;

б) состоящие из двух слов;

в) имеющие два главных члена;

г) имеющие главные и второстепенные члены;

д) имеющие сказуемые, состоящие из двух слов.

4. Односоставными называются предложения:

а) состоящие из одной части;

б) имеющие только один главный член;

в) имеющие только подлежащее;

г) состоящие из одного слова;

д) имеющие только сказуемое.
5. Какой частью речи не может быть выражено подлежащее?

а) существительным;

б) инфинитивом;

в) числительным;

г) предлогом.
6.Какое предложение является номинативным (назывным)?

а) Он обвел взглядом зимовье.

б) Чудеса!

в) До вершины рукой подать.

г) Надо как-то устраиваться.

д) Верочки не было дома.
7. Чем осложнено данное предложение?

Её лицо, сильно прокаленное на солнце, было добрым и родным.
а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

8. Чем осложнено данное предложение?

В хате он застал смуглую, с грустными глазами, девушку.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

9. Чем осложнено данное предложение?

День и ночь он мотался по району, почернел, похудел, но был весел.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

10. Чем осложнено данное предложение?
На наше счастье, буран не разыгрался.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

11. Чем осложнено данное предложение?

Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

12. Чем осложнено данное предложение?
Крылов, приняв штаб, повел дело умело.

а) однородными членами;

б) обособленными членами;

в) второстепенными членами;

г) вводными словами;

д) обращением.

13. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
Я забежал за елку – никого за стволом не было.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

14. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Сбиваясь и умолкая, словно бы нехотя, Чуткин рассказывал, что преследовали их группу.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

15. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

И вдруг, видимо почуяв человека, выдра всполошилась, поднялась, хотела броситься назад, но тут ее настигла пуля.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

16. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Деду все время хотелось размахивать руками, да было слишком тесно, и от этого он пуще злился.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

17. Определите, сколько предикативных частей в предложении.

Заберешься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой, заросшей, густой малины.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

18. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Скользящим движением как кошка он не то прополз не то проскочил не то пролетел через езженую дорогу.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

19. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было.

а)1;

6)2;

в)3;

г) 4;

д)5.

20. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Заботясь о его благополучии она решительно преодолевала все трудности каких было немало в послевоенное время.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

21. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Но вот когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;

22. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Оленей было немного и они тоже исхудалые видимо прошли большой путь.

а)1; г) 4;

б) 2; д) 5.

в)3;


 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь