Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок обобщения зун.
Оборудование: схемы.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. (Работа у доски и в тетрадях.)
– Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.
А: «П?»
А: «П!» – а.
«П. – а. – П…»
«П, – а: – п».
– Замените прямую речь косвенной.
Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»
– Найдите ошибки в замене прямой речи косвенной.
Петя писал дедушке в деревню, что скоро наступит лето, ты приедешь к нам, а потом мы вместе поедем к тебе в деревню.
II. Комментированный диктант.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые “муки творчества”.
Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К.Паустовский)
III. Работа по теме урока.
– Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?
– Как можно оформить диалог на письме?
Работа с учебником: чтение § 102.
Закрепление.
– Составьте диалог по следующей схеме.
А:
-П!
-П, – а.
А:
-П, – а.
-Составьте схему диалога.
Воропаев говорит:
– Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!
– Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, – отвечает Болотников.
– Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, – говорит Воропаев.
— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1.§ 102.
2. Упражнение 508.
I. Обобщающий тест по теме «Синтаксис и пунктуация».
1. По цели высказывания предложения бывают:
а) вопросительные, восклицательные, повествовательные;
б) побудительные, повествовательные, вопросительные;
в) восклицательные, невосклицательные, вопросительные;
г) повествовательные, неповествовательные, восклицательные;
д) вопросительные, невопросительные, восклицательные.
2. По интонации предложения бывают:
а) вопросительные и невопросительные;
б) вопросительные и восклицательные;
в) повествовательные и восклицательные;
г) восклицательные и невосклицательные;
д) повествовательные и вопросительные.
3. Двусоставными называются предложения:
а) состоящие из двух частей;
б) состоящие из двух слов;
в) имеющие два главных члена;
г) имеющие главные и второстепенные члены;
д) имеющие сказуемые, состоящие из двух слов.
4. Односоставными называются предложения:
а) состоящие из одной части;
б) имеющие только один главный член;
в) имеющие только подлежащее;
г) состоящие из одного слова;
д) имеющие только сказуемое.
5. Какой частью речи не может быть выражено подлежащее?
а) существительным;
б) инфинитивом;
в) числительным;
г) предлогом.
6.Какое предложение является номинативным (назывным)?
а) Он обвел взглядом зимовье.
б) Чудеса!
в) До вершины рукой подать.
г) Надо как-то устраиваться.
д) Верочки не было дома.
7. Чем осложнено данное предложение?
Её лицо, сильно прокаленное на солнце, было добрым и родным.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
8. Чем осложнено данное предложение?
В хате он застал смуглую, с грустными глазами, девушку.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
9. Чем осложнено данное предложение?
День и ночь он мотался по району, почернел, похудел, но был весел.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
10. Чем осложнено данное предложение?
На наше счастье, буран не разыгрался.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
11. Чем осложнено данное предложение?
Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
12. Чем осложнено данное предложение?
Крылов, приняв штаб, повел дело умело.
а) однородными членами;
б) обособленными членами;
в) второстепенными членами;
г) вводными словами;
д) обращением.
13. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
Я забежал за елку – никого за стволом не было.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
14. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
Сбиваясь и умолкая, словно бы нехотя, Чуткин рассказывал, что преследовали их группу.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
15. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
И вдруг, видимо почуяв человека, выдра всполошилась, поднялась, хотела броситься назад, но тут ее настигла пуля.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
16. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
Деду все время хотелось размахивать руками, да было слишком тесно, и от этого он пуще злился.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
17. Определите, сколько предикативных частей в предложении.
Заберешься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой, заросшей, густой малины.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
18. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?
Скользящим движением как кошка он не то прополз не то проскочил не то пролетел через езженую дорогу.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
19. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?
На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было.
а)1;
6)2;
в)3;
г) 4;
д)5.
20. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?
Заботясь о его благополучии она решительно преодолевала все трудности каких было немало в послевоенное время.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
21. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?
Но вот когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;
22. Сколько запятых необходимо расставить в предложении?
Оленей было немного и они тоже исхудалые видимо прошли большой путь.
а)1; г) 4;
б) 2; д) 5.
в)3;