Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: схемы.
Ход урока.
I. Орфографическая разминка.
— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.
Залезать на дерево – зализать рану, запевать куплет – запивать лекарство, навевать сны – навивать локоны, ударился оземь – созревает озимь, полоскать белье – поласкать ребенка, посветить фонарем – посвятить жизнь искусству, спешить жить – спишите примеры, частота посещений – чистота помыслов, развевается стяг – развивается действие, посидеть на лавочке – поседеть от переживаний, цветы увядают – увидать чудо, примерять платье – примирять врагов, шумят и пенятся валы – устало брели волы, проредили ростки на клумбе – зарядили ружья.
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос по темам «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь», «Диалог».
2. Взаимопроверка упражнения 508.
III. Работа по теме урока.
1. Изучение § 103.
— Что такое цитата?
— Как оформляются цитаты в письменной речи?
— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?
— Как обозначается пропуск слов в цитате?
— Как правильно указать автора?
— Как оформить эпиграф?
(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)
2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.
3. Работа в тетрадях.
– Запишите предложения, грамотно их оформите.
1. Пушкин уверяет:
На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник.
2. Добролюбов уверен, что «…над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…».
3. Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».
4. Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как “Война и мир”».
(Учитель обращает внимание на постановку двойных кавычек: кавычек-елочек «», которые являются внешними, и кавычек-лапок ” ” – внутренних.)
4. Анализ предложения.
Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит… (И. Крылов).
— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).
— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?
5. Работа с учебником.
— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.
— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?
— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие? Выполните упражнение 514: часть 1 – устно объясните знаки
препинания; часть 2 – письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).
IV. Закрепление.
Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.
История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, – вот, собственно, история культуры (М. Горький).
Да разве так можно говорить о близком человеке?!
Надоело мне ваше «За ответом приходите завтра»!
Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1.§104.
2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ, из произведений художественной литературы).