Цель урока:
формировать умение распознавать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
Задачи урока:
1. закрепить умения обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами е, ё, и, ю, я, и твердость согласных звуков последующими гласными буквами а, у, о, ы, э.
2. Развивать умение сопоставлять твердость и мягкость согласных звуков при помощи гласных букв.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение текста Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».
III. Чистописание.
1. Письмо букв Нн, слогов — слияний На, Ня, Но, Не, Ну, Ню, имен сказочных героев Незнайка, Буратино.
IV. Работа над новой темой урока.
Письмо и развитие речи.
1. Ответить на вопросы:
— Что вы знаете о букве Нн, о звуках [и] и [н’]?
— Придумайте слова, где этот звук твердый или мягкий.
4. Письмо по памяти, упр. 8, стр. 75:
а) работа над орфограммами;
б) заучивание текста;
в) письмо по памяти;
г) проверка текста по учебнику.
5. Занимательная минутка.
Буква «заблудилась», упр. 6, стр. 74. Конь — … б., … зв.
Упр. 6. Диктант.
в) Слова — «перевертыши слогов», упр. 7, стр. 75. Насос — сосна, навес — весна.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи.
1. Чтение текста М. Пляцковский «Урок дружбы».
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо… Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!
3. Анализ содержания текста:
Кто главные герои сказки?
Кого из них можно назвать настоящим другом и почему?
Чему учит эта сказка?
Понял ли свою ошибку Чик? Какие его слова это доказывают?
Есть ли у тебя друзья в садике (классе)? Почему ты считаешь их друзьями?
VII. Домашнее задание:
дописать предложения в рамочке с 75, стр. 74.
Пересказ текста Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом». Стр 75-76
VIII. Подведение итогов урока.