Цель урока:
Развитие умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывая написание проверяемого слова.
Задачи урока:
1. Продолжить наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков; знакомить учащихся со словами, которые надо проверять (проверяемыми), и словами, с помощью которых можно проверить (проверочными); учить способу проверки парных согласных звуков на конце слова путем изменения формы слова (наиболее простые случаи).
2. Развивать умение сопоставлять произношение и написание слова; развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения; постоянно работать над обогащением словарного запаса, развивать умение работать в должном темпе (писать, читать).
3. Воспитывать положительное отношение к учебе; воспитывать нравственные свойства личности.
Ход урока
I. Психологический настрой.
П. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения М. Садовский «Вот бы как мама».
III. Чистописание.
1. Письмо букв Жж, Шш, слогов — соединений букв Жи, Ши, жи, ши, слов жил, шип, жар, шар, машина.
2. Составление схем слов жил, машина.
Схемы составляются заранее и предлагается учащимся подобрать слово. Почему звуки [ж], [ш] закрашены синим цветом?
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
1. Отгадать загадки про буквы ж-ш. Упр. 1, стр. 124—125.
2. Сравнить слова с буквами ж-ш. Что общего? Чем отличаются? Упр. 3,
стр. 125.
— Какие слова требуют проверки?
3. Повторение правописания жи-ши. Упр. 4, стр. 125.
4. Занимательная минутка. Упр. 8, 9, стр. 126. Жираф — … б.,… зв.,… гласи.,… слога. Ландыш — … б.,… зв.,… гласи.,… слога.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. «Журавль» (По Е. Чарушину).
1. Слово учителя.
— Каких птиц вы знаете?
— На какие группы делятся дикие птицы? (Перелетные и оседлые)
— Каких перелетных птиц вы знаете?
— Почему птицы улетают в теплые края?
— Чем люди могут помочь зимующим птицам?
2. Чтение текста учителем, затем учениками.
3. Анализ содержания текста: по вопросам учебника, стр. 128.
— В какой еще сказке говорится о журавле и лисе? Почему у них не получилась дружба?
— Опишите их внешний вид.
VII. Домашнее задание:
упр. 5, стр. 125, стр. 127 текст «Журавль», читать.
VIII. Подведение итогов урока.