Тема урока: Гласные буквы А и Я.

0
533
литература

Цель:

организовать работу по ознакомлению с буквами А-Я, которые обозначают в словах одни и те же звуки, наблюдение за её применением в устной и письменной речи.

Задачи урока:

научить выполнять звукобуквенный анализ слов «мяч», «шар», учить обращать внимание на то, что от гласной следующий согласный произносится или мягко или твёрдо; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать воспитанию положительного отношения к учёбе, любить и бережно относится к животным.

Ход урока
I.Организационный момент и мотивация учебной деятельности

I.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
-Мы начинаем урок обучение грамоте. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас. Будьте внимательны, и тогда урок принесёт большую пользу.
II. Актуализация опорных знаний.
– В начале нашего урока повторим все, что мы знаем о буквах и звуках
Составление кластера
-Буквы мы … видим
Пишем

-Звуки мы … слышим, но не видим
произносим, но не пишем

Гласные красным, 10 букв ударные
ЗВУКИ 6 звуков безударные

Согласные синим ,мягкие, твердые, парные,звонкие.

– А сейчас в таблицу запишем все, что мы знаем о звуках.
-На какие две группы можно их разделить? (гласные и согласные)
-Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, не встречают преграду, тянутся, произносятся голосом)
– На схеме каким цветом?
– Назовите признаки согласных звуков. ( Согласные встречают преграду, не поются, трещат, шумят, жужжат).
– Еще , что вы знаете о согласном звуке? (согласные бывают твёрдыми и мягкими)
-Что вы ещё знаете? Запишем . Если ,ребята ,что-то вспомним или узнаем в течении урока вернёмся к таблице и запишем .

III Постановка учебно-практической задачи.
-А сейчас давайте послушаем внимательно стихотворения, которые прочитают ребята упр 2 :
-Вот два столба наискосок, Всем известно:
А между ними поясок, Буква…….
Ты эту букву знаешь? А? Самая хвастливая.
Перед тобою буква ….(А)
-Кто догадался, с какими буквами мы будем сегодня работать? (буквами А-Я )
– Тема нашего урока «Гласные буквы А-Я»
– Сегодня на уроке мы будем работать с буквами А-Я, применять их в устной и письменной речи; выполнять звукобуквенный анализ слов ,научитесь обращать внимание на то, что от гласной А или Я следующий согласный произносится или мягко или твёрдо; познакомимся с произведением Е Чарушина «Что за зверь?»
IV. Работа по новой теме.
– Сейчас мы с вами будем работать в группе.
Но сначала повторим правила работы
1 Правило поднятой руки.
2 Умение слушать и слышать
3 Активность
4 Ценить время
5 Читаем, пишем – ТИШИНА
6 Не повторять и не перебивать
а) Звукобуквенная схема слов МЯЧ и ШАР. Упр 5
-Группы слушаем внимательно задание. У вас на столе лежат предметы, ваша задача составить звуковую схему названия этого предмета, написать слово обозначающий этот предмет.
Берегите и рационально используйте время. Кто то пишет , а остальные составляют схему.
-Приступайте к работе. (Чья группа первая выполнит задание, поднимите руки.)
Проверка.
– Какой гласный в слове МЯЧ?
-Что вы можете сказать о звуке Я? (смягчает согласный звук стоящий перед ним)
-Что вы можете сказать о звуке А? (В соединение с согласным как произносится согласный звук)
-Молодцы. Жетончиками оцените свою работу в группах.
б) Вставить гласные А и Я.
Следующее задание .Работать будем в парах.
– Сейчас работаем индивидуально по карточкам.

а С…д м…л д…ть
я С…дь м…л д…дя
Задание:
– Вставьте пропущенные гласные А или Я.
(дети работают по карточкам)
– Выполнили. А сейчас поменяйтесь карточками, возьмите красный карандаш для исправления ошибок, если вы их встретите.
(Взаимопроверка).
– Молодцы, а теперь проверим вместе со мной.
В первом ряду вставили букву А. Проверьте. Исправьте если неправильно.
Во втором ряду букву Я. Проверьте. Исправьте, если есть ошибки.
Оцените свою работу, используя цвета светофора. В уголочке карточки.
в) Самостоятельная работа. Работа в тетрадях по учебнику.
– Откройте учебники на стр33 упр8. Прочитаем задание. Всё понятно. Приступайте к работе.
Упр 8 Спишите. Поставьте знак ударения в словах. Подчеркните безударную гласную.
Трава-травы, страна – страны, мячи- мяч, мечи – меч, ряды – ряд.
– Молодцы. Все справились с заданием.
г)Чтение и запоминание правила
– Прочитаем правило .
– Каким может быть гласный звук? (ударным и безударным)
-Ударные звуки ,как произносим? (сильно и долго)
-Безударные? (слабо, тихо) Безударную гласную как проверить? (поставить под ударение)
VФизкультминутка
Как живёшь?- Вот так!
Как идёшь- Вот так!
Как бежишь?- Вот так!
Ночью спишь?- Вот так!
Как берёшь? – вот так
Как даёшь? – вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как грозишь? – Вот так!

VI.Работа по тексту. «Что за зверь?» по Е Чарушину
а) Чтение с остановками
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Что за зверь?» по Е Чарушину.
– Как вы думаете , о чём пойдёт речь? …….
Чтение отрывка:
Выпал снег. И всё кругом стало белым.
Деревья белые и земля белая. Крыши, и крыльцо, и ступенька на крыльце – всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять.
Вот она вышла на крыльцо, стала по ступенькам спускаться. Вдруг видит на крыльце чьи –то следы.
Что за зверёк тут ходил? Решила Катя узнать, кто это приходил.
1 остановка
– Что сделает Катя для того , чтобы узнать кто приходил?
(Дети высказывают свои предположения)
-Читаем дальше. Слушайте ,что же сделала Катя, совпали ли ваши предположения.
Взяла она котлетку, положила её на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя. Выбежала на крыльцо. Смотрит – котлетка целая. Где её положила, там и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил.
Тогда положила Катя вместо котлетки красную морковку. Утром глядит – морковки нет . Зверёк приходил и всю морковку съел.
2 остановка
-О чём задумалась Катя? Как вы думаете, как она поступит? Узнала ли девочка зверька? (Что было дальше?)
Читаем дальше.
На следующий день Катя снова положила морковку, а сама спряталась и стала смотреть.
Вот прибежал белый пушистый зайчик и стал ту морковку есть. Съел её, оглянулся, прыгнул с крыльца и в лес.
3 остановка
Совпали ваши предположения?…
Читаем до конца и подумайте как этот эпизод характеризует Катю.
С тех пор Катя стала зайчика кормить. То морковку ему оставит на крыльце, то кусочек капусты. А как весна пришла – пропал зайка. Видно, в лесу молодая травка стала его спасать от голода.
-Как вы охарактеризуете Катю? Что вы можете сказать о ней?(наблюдательная, добрая и т. д.)
-Прочитав этот рассказ можно ответить на вопрос Что за зверь?
-Над чем заставил вас задуматься этот рассказ? ( Чему учит этот рассказ?)
– Ребята я предлагаю вам , кто не успел на уроке рассказать, пофантазировать дома. Придумать, а что было дальше?

VI. Домашнее задание:

Упр. 7, стр. 33, чтение текста «Что за зверь?».

V. Итог урока.

а)Рефлексия.
– Наш урок подошёл к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? ( С какими буквами мы сегодня работали? Какие звуки она обозначает? )
-У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Зелёный – Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.
Жёлтый- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
Красный- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

а)Рефлексия.
– Наш урок подошёл к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? ( С какими буквами мы сегодня работали? Какие звуки она обозначает? )
-У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Зелёный – Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.
Жёлтый- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
Красный- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.