Тема: Тире в простом предложении.

0
779
познание мира

Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: фразеологические словари, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Фразеологическая разминка.

— Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык,

место, играть.

Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д.

— Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.

Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать).

Пример. Трудиться — пахать как вол.

II. Проверка домашнего задания.

Устный ответ по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого».

III. Работа по теме урока.

1. Синтаксический разбор предложения. (Образец на с. 262.)

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).

Обоснуйте постановку знаков препинания.

— Когда ещё в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2.Объяснение нового материала: соединительное тире, интонационное тире.

3. Работа с учебником.

Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.

1. Жизнь – это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете).

2.Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете).

3. Жить – значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (6. Брехт).

4. Жизнь есть совокупность отправлений, .сопротивляющихся смерти (М. Биша).

5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека).

6. Жизнь – это надеяться и ждать (Э. Сенанкур}.

7. Жизнь – словно море, его волны – годы:

То берег лижут, то бегут, бурлят,

И многие у моря ждут погоды,

Которую прогнозы не сулят.

Э. Севрус

4. Для различения тире в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях.

1. Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать [К. Чуковский).

2. В моих садах – цветы, в твоих – печаль [Н. Гумилев).

3. Привольем пахнет дикий мед,

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот,

А золото – ничем.

А. Ахматова

4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние – медленно, ближние – вперегонку (А. Толстой).

Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении.

5. Чтение § 77, 78.

IV. Закрепление темы.

Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 – письменно.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1.§74,77,78.

2. Упражнение 384.