Цель: рассказать об элементарных частицах. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проведение самостоятельной работы
Вариант I
1 . Как получают радиоактивные изотопы? (Облучение а-частицами, α-излучением, нейтронное облучение).
2. Что целесообразно применять для защиты от γ-излучения? (Свинец.)
3. Что целесообразно применять для защиты от нейтронов? (Воду, бетон.)
4. С какой целью используют радиоактивные изотопы в медицине? (С целью исследования обмена веществ, постановки диагноза, терапевтических целей.)
Вариант II
1. Каким способом получают радиоактивные изотопы химических элементов? (Облучают нейтронами, а-частицами, у-квантами, протонами)
2. Для защиты от жесткого рентгеновского и у-излучений применяются вещества, состоящие из элементов … (с высоким атомным номером и имеющих большую плотность.)
3. Какие вещества при равных толщинах дают наилучшую защиту от γ-излучений – чугун, сталь, свинец? (Свинец.)
4. Какие вещества используются для зашиты от нейтронов? (С невысоким атомным номером.)
III . Изучение нового материала
В начале XX века было установлено, что все атомы построены из нейтронов, протонов и электронов. Помимо них были открыты позитроны, нейтрино и квант (фотон).
В 1898 г. Дж. Томсон доказал реальность существования электронов. В 1909 г. Р. Милликен впервые измерил заряд электрона:
qe =- 1,602-10-19 Кл;
В 1919 г. Э. Резерфорд при бомбардировке азота а-частицами обнаружил частицу, заряд которой равен заряду электрона, а масса в 1836 раз больше массы электрона:
Назвали частицу протон, mD