Русский язык 5 класс. Тема урока: Правописание о-ё после шипящих в корне.

0
14

Дата проведения: 25 марта 2011 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: частично поисковый, аналитический, сравнительный,
практический, устный.
Технологии обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая
Оборудование урока:
учебник русского языка для 5 класса под редакцией Г.Г.Граник (особенностью УМК под редакцией Г. Г. Граник является большая роль самостоятельной работы при изучении нового материала, в данном случае учитель выступает в роли тьютора, в том числе и при первичном закреплении новых знаний)
Цели урока:
Образовательная: в течение урока сформировать понятие о правописании гласных о-ё в корне после шипящих.
Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, развивать орфографическую зоркость, умение работать по инструкции.
Воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.
Ход урока:
1.Организационная часть. Стадия ВЫЗОВА.
Говорю вам «Добрый день!»
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать
Послушайте грамматическую сказку «Капризные буквы»
Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Вот и приходится писать:
Ш_л по ш_ссе с грачом ч_рный галчонок. (Слова записаны на доске)
Вставьте пропущенные буквы.
Выделите части слова.
Сформулируйте тему и цель урока.
(Запись на доске учителем и в тетрадях учащимися)
Я хочу знать… (способ выбора о – ё после шипящих в корне)
Я хочу уметь… (обосновывать выбор о – ё после шипящих в корне)
Итак, сегодня мы познакомимся с ещё одним нефонемным правилом:
правописанием букв О-Ё в корне после шипящих.
2.Проверка домашнего задания (повторение фонемных и нефонемных правил).
1.Что такое главное правило орфографии?
2.Вспомните, какие вы знаете фонемные правила. Приведите примеры.
(Правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; гласные И, А, У после шипящих; непроизносимые согласные.)
3.А какие правила мы называем нефонемными? Приведите примеры.
( Правописание И-Ы после Ц.)
Объясните правописание слов.
Цыганский табор, маленький цыпленок, росточки цитрусовых, новый циркуль, билеты в цирк, поливать огурцы, сестрицын платок, громко цыкнуть, побывать в Греции.
3.Изучение нового материала. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.
1.Работа с учебником п.100, стр.108
1) Приём «Чтение с остановками»
Вопросы для первой остановки (после первого абзаца):
 Какие корни пишутся вопреки главному правилу орфографии?
 Как мы с вами называем корни с чередованием?
Вопросы для второй остановки (после второго абзаца):
 С какими буквами связано еще одно нефонемное правило?
 Вспомните и назовите шипящие буквы.
Вопросы для третьей остановки (после прочтения стихотворения):
 Какой звук многократно повторяется в стихотворении?
 Какое впечатление об окружающей обстановке создается с помощью этого звука?
 Как называется этот поэтический прием?
2) Исследование
 Найдите и выпишите слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим словам однокоренные с буквой Е.
 С каким словом удается это сделать?
 Попробуйте самостоятельно вывести правило написания О-Ё после шипящих.
 Сверьте свои предположения с текстом параграфа (правило в рамочке)
2.Знакомство с правилом и самоинструкцией (стр.109-110).
3.Словарная работа: крыжовник, шорох, обжора, капюшон, шов, чащоба, трущоба, трещотка, чопорный, шорник, мажор, шорты.
4.Запомнить исключения можно при помощи «Весёлых рифм»:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
ФИЗМИНУТКА Тюша-Плюша
Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок (Ходьба на месте на носках, руки за голову, спина прямая.)
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком. (Махи ногами в стороны, спина прямая.)
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки. (Четыре раза поочередно поднять согнутые ноги и опустить на пол – спина прямая.)
4.Закрепление материала.
Задание 424. Задание к упражнению читает ученик.
Подберите проверочные слова. Значение слов бечёвка, щёголь, чёлн уточняется по словарю.
Жёлтый – желтеть
Дешёвый – дешевле
Шёлк – шелковистый
Щёголь – щеголять
Решётка – решето
Расчёска – расчесать
Пчёлка – пчелиный
Жёлудь – желудёвый
Щётка – щетина
Бечёвка – бечева
Печёнка – печень
Кошёлка – кошелёк
Жёрнов – жернова
Чёлн – челнок
Шёрстка – шерстинка
Кочёвка – кочевать
Чёрствый – черстветь
Жёсткий – жестковатый
Мне нравится паштет из гусиной печёнки.
По реке скользил одинокий челн.
Мой младший брат – настоящий щёголь.
Пачка книг была перевязана бечёвкой.
ФИЗМИНУТКА для глаз
Глазки быстро заморгали
Раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдет ещё минута, надоест им так сидеть.
Задание 425.Слова записаны в транскрипции. Запишите их обычным, буквенным способом. Укажите исключения.
Слова записаны на доске.
Задание 426.
5. Домашнее задание п.100, з.427, 428.
Учитель комментирует задания к упражнениям.
6.Итог урока. Стадия РЕФЛЕКСИИ.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним нефонемным правилом: О – Ё после шипящих в корне. Вернитесь к целям, которые вы ставили в начале урока, и оцените себя, достигли вы поставленных целей?
Что вы узнали о написании гласных О – Ё после шипящих?
С какими словами-исключениями познакомились?
На полях тетради оцените, всё ли было понятно на уроке:
красный круг – всё понятно;
зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему.
Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь