Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Казахский орнамент в полосе.

0
1888

ИЗО 1 класс
Тема. Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Казахский орнамент в полосе.
Цели: 1. Познакомить учащихся с видами орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта.
Знакомство с видами национального казахского орнамента.
2. Развитие творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии.
3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи. Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа.
Оборудование. Презентация, шаблоны для демонстрации, шаблоны (раздаточный материал для детей), полоски бумаги, простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1. Психологический настрой.
Вот мы взяли краски в руки –
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей, яркой краски не жалей.
Это правда, ну, чего же тут скрывать,
Дети любят, очень любят рисовать,
На асфальте, на бумаге, на стене
И в трамвае на окне…
– У нас с вами сейчас урок…( Рисования!)
2. Определение темы урока. СЛАЙД 1
– Прочитайте фразу («Ребята рисуют розу»). А теперь, если вы прочитаете последнее слово наоборот, то узнаете, что сегодня рисовать будете вы. (Учащиеся читают: «Узор»)
3. Объяснение нового материала. Понятие об орнаменте. – Вы уже выполняли работу с узорами. Попробуйте сказать, что это такое?
Учитель фиксирует ответы (Рисунок, красивый рисунок, украшение и т.д.)
– Вы видите три изображения: 1,2 и 3. Среди них есть узор? Если есть, то какая цифра находится под ним? Покажите. (Правильный ответ – «1»). Проверим? Вы молодцы, правильно определили узор.
СЛАЙД 2
– Рассмотрите, какие узоры придумали люди. Они такие разные и красивые, но все узоры – это прежде всего рисунки.
СЛАЙД 3
– Из чего состоит узор?
– Можно сказать, что узор состоит из линий (завитушки, стебельки) и фигур (кружки, листики).
СЛАЙД 4
–Художник нарисовал узор. А теперь он повторил этот узор несколько раз. Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется? Это орнамент. Какое красивое слово, да?
– Так что такое же такое орнамент, ребята? (Дети повторяют определение)
4. Динамическая пауза. – Ребята, давайте создадим живой орнамент. Встаньте друг за другом ровно. Первый, третий, пятый и т.д. в ряду поднимают правую руку, а второй, четвертый и т.д. – левую руку. Затем меняем положение рук по хлопку несколько раз.
А теперь первый, третий и т.д. садятся на корточки, а второй, четвертый и т.д. делают хлопок руками вверху. Затем меняемся: первые – встают и хлопают, а вторые – садятся.
Как здорово у нас получился живой орнамент.
5. Знакомство с казахским орнаментом и его видами.
СЛАЙД 5
В продолжение нашего урока мы отправляемся на джайляу. Среди сочных трав джайляу, у подножия гор раскинулся аул. Дым костра, блеяние овец, лай собак, смех детей – все это слышится при приближении к аулу. А вот и юрты.

Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей, узнаем все о казахском национальном орнаменте, и сделаем творческую работу.
Предки казахов когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище – юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой – тепло.
1) Юрта 1 Назначение орнамента. СЛАЙД 6-7

– Давайте заглянем в одну из них. Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти – украшена орнаментом.
-Что такое орнамент?
-Орнамент-это узор, который повторяется.
-Для чего служит орнамент?
-Для украшения.
-Назовите предметы, украшенные орнаментом.
СЛАЙД 8
(Ковры, алаша, паласы, баскуры, сундуки, шкафы для посуды, посуда, сумки, музыкальные инструменты).
– Женская одежда, головные уборы, обувь- украшались вышивкой и орнаментами, узорной тесьмой, мехом лисы, песца, драгоценными камнями.
Мужская одежда- камзолы, халаты, шаровары, калпак, – тоже были расшиты красивым орнаментом золотыми и серебрянными нитками.
Ювелирные украшения- браслеты- блезік, серьги и кольца, накосные подвески- шолпы, височные подвески украшались не только орнаментами, но и драгоценными камнями.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.
Казахские мастера старались сделать любую вещь яркой, нарядной и самобытной.
2) Юрта 2. Виды орнамента. СЛАЙД 9
-А теперь мы узнаем, какие бывают орнаменты. Заглянем в другую юрту.
СЛАЙД 10
– Посмотрите на орнамент. Что он вам напоминает? На что похож? (Цветы, листики, травка). Молодцы. А как называются цветы, трава, деревья, кусты? (Растения). Следующий орнамент отличается от предыдущего. А чем? Мы видим, что он похож на…? (Птицы). На третьем орнаменте изображены… (животные)
А этот орнамент из чего состоит (геометрических фигур)
– Если орнамент состоит из растений, то он называется растительным. А если из птиц или животных, то – животным (зооморфным) , из геометрических фигур – геомертическим.
СЛАЙД 11
– Люди украшают свои вещи узорами. Почему? (Чтобы они были красивыми. Чтобы настроение всегда было хорошим. И др.)
– Чтобы вещи были нарядными и красивыми.
– Казахский национальный орнамент насчитывает много видов и названий- более 2ОО.
– Что подсказало человеку в создании орнамента?
-Природа, животные, растения.
1.Зооморфный: қошқар муиіз, итқуйрік, туйе табан, кус қанаты, қаз мойын.
Орнамент, связанный с изображением частей фигур животных.
2.Растительный: гул, жапрақ, ағаш (элементы растений), көбелек ( элементы насекомых).
3.Геометрический: балта, балдақ, ирек ( зигзаг), тарақ, тумар, қайнар, су.
Орнамент, связанный с геометрическими фигурами.
4.Космогонический: ай, күн, жұлдыз, знаки бесконечности.
Орнамент, связанный с изображением вселенной.
3) Юрта 3. Практическая работа. СЛАЙД 12
А теперь заглянем в третью юрту. Это юрта- мастерская, где мы попробуем нарисовать казахский орнамент в полосе. Где его можно использовать? (украшение юрты, одежды, ковров…).
Эксперимент 1 ( на доске работа с моделью орнамента и на экране) СЛАЙД 13
В полосе учитель приклеивает (водой) в беспорядке несколько фигур, одинаковых по форме и цвету.
– Красиво получилось? (нет). Почему? Расположите красиво ( 1 ученик у доски располагает ритмично (равномерно)). Становится очевидно, что необходимо для красивого узора откладывать в полоске равные части.
Эксперимент 2 СЛАЙД 14
Учитель комбинирует узор в полоске из двух одноцветных, но разных по форме фигур, чередуя их.
Дети должны уловить разницу этого орнамента с первым. Этот вид называется чередованием пор форте. Введение цвета даёт дополнительные возможности. Может чередоваться только цвет, а фигура повторяется (чередование по цвету). Может чередоваться и то и другое.
Для работы вы можете использовать шаблоны 1- 2 видов, не больше. Если вы берёте 2 шаблона, как вы их располагаете на полосе? (чередуем). А если один? (можно показать чередование цветов).
Цвет в орнаменте.
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение – они должны чередоваться в определенном порядке.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.
Правила при выполнении орнамента. СЛАЙД 15
1. Орнамент должен соответствовать форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
Учащиеся обводят шаблоны и раскрашивают орнамент цветными карандашами.
5.Анализ работ. Выставка. Оценка.
6. Итог урока:
– Что такое орнамент? Для чего служит орнамент?
– С какими видами казахского орнамента мы познакомились?

ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»
учитель: Соколова Галина Леонидовна