Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Тема: « Синонимы и антонимы – закрепление »

0
29
числа

Цель: Продолжить формирование понятий “синонимы” и “антонимы”.

Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

– Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

– Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Ход урока

I. Психологический настрой

– Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.

– Прошу всех присесть за свои рабочие места.

II. Сообщение темы занятия.

– Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

– Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

– Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: “Не спеши языком, торопись делом”

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

– Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

Нет друга – ищи, а нашёл – ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона – мать, а чужая – :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

– Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

– Сегодня тема нашего урока “СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление”

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

А) Инструкция:

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы – 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

– ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

РЕБЁНОК

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

ДЕЛАТЬ

ХОРОШО

Б) Проверка.

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

РЕБЕНОК – дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ – прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ – сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

ХОРОШО – неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

– Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

“Какие слова называются синонимами?”

устроена выставка слов – луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

– Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

ЛУНА – МЕСЯЦ СОБАКА – ПЁС ДОКТОР – ВРАЧ

ЛОШАДЬ – КОНЬ БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ

– Продолжите фразу:

– Полученные подписи – это слова – ::..(синонимы)

– Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

– Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

– Путешествие продолжается.

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть – пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Проверка.

– Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

– Какой частью речи они являются?

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

Ответ спикера.

– Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

– Что такое синонимы?

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

– Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза “Игра наоборот”

Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

Вперед – назад

Вниз – вверх

Назад – вперед

Присел – подпрыгнул

Подпрыгнул – присел

VI. На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову “зной”,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня 😕 (прохлада)

Я антоним к слову “лето”,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я 😕 (зима.)

Я антоним к слову “смех”.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это : (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

– Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

VII. Игра “Противоположные слова”

Блиц – опрос . Ученик – называет антоним этого слова.

1 группа: Враг – друг, холод – жара.

– К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

2 группа: Старый – новый, злой – добрый.

– А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение

3 группа: Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться.

– Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

4 группа: Далеко – близко, высоко – низко. (наречия.) –дайте определение

– Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

VIII. Динамическая пауза- флешмоб под музыку

IX. В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

Худой (человек) – ________________, (толстый)

Худой (карман) – _________________, (целый)

Близкий (путь) – _________________, (далёкий)

Близкий (человек) – _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) – ______________, (грустный)

Весёлый (смех) – ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) – _________________, (низкий)

Высокий (человек) – _______________. (невысокий)

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

– Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

Что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

– Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X. Бухта Творчества

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

– Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

– С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

– Какое настроение передает ваш текст?

– Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

– Какое настроение передает ваш текст?

– Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

XI. Пристань “Вопрос – ответ”

Наш кораблик взял курс на пристань “Вопрос – ответ”

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

– Какие слова называются синонимами? А какие слова – антонимами?

– Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

– Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

– На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.

Лексика – словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

XII. Рефлексия

– Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

– Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

– Какую оценку поставите мне за урок? А себе?

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь