Однокоренные слова

0
576
схемы

Дата: 6.12.2016
Тема: Однокоренные слова.
Цели: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Компетенции: общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая
Оборудование: словарное слово, карточки для разноуровневой работы, деревья для групповой работы ,листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы,
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
Ум да разум надоумят сразу.
Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Словарная работа (комментированное письмо )
Знакомство с новым словарным словом
Мороз – явление природы.
3. Создание проблемной ситуации.
Ребята, посмотрите внимательно и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
На какую тему все эти слова?
И это не случайно, ведь красавица-зима уже наступила. А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме – родственные слова). Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).
Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

Беседа о родственных словах.
В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали, близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
В некоторых словах есть общая часть. Назовите эту общую часть. (зим- ).
Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске – дети в тетрадях карандашом).
А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая неизменяемая часть родственных слов )
4. Понятие об однокоренных словах.
Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня?
А теперь посмотрим правило в учебнике на с.118, как там сформулированы эти понятия.
Правильно мы все сформулировали правила? (Да).
5. Физминутка (Физкультминутку проводят учащиеся)

Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
6. Закрепление знаний

Работа по учебнику.
Выполним упражнение № 321 из учебника на странице 119

Выполнение разноуровневой карточки.
1 уровень
Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.
с…ва______________ л.. са ____________ п…ля ______________

2 уровень
Подбери родственные слова, выдели корень.
Вода _______________________________________________________________________
Море ________________________________________________________________________
3 уровень
Составь предложение из слов. Запиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни.
не бывае м…р..за без з…ма
______________________________________________________________________________
Групповая работа.
А теперь давайте поработаем в группах. Вот 3 дерева с корнями, а вы – листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа – рыб – Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа – ум – Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа – вод – Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас конверты с листочками для дерева.

7. Итог урока.
Ребята, наш урок подходит к концу. Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.
• А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова).
• Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

8. Домашнее задание.
Стр.119 правило, упр. 323

9. Рефлексия «Дерево успеха»
Сейчас вы возьмете конверт от т.Совы и достанете листочки 3 цветов, зеленый, красный, желтый. На имитированное дерево (возможно просто в виде рисунка изобразить его на доске) необходимо прикрепить листочки:

Зеленый листочек – урок очень интересный, мне все понравилось.

Желтый листочек – мне понравился урок, но я не все понял.

Красный листочек – было скучно, я ничего не выполнил.

Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь