Эпиграф к уроку:
Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти.
А. Смит
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о роли государства в развитии экономики.
Учащиеся должны знать, что:
1) государство в странах с рыночной экономикой выполняет важные функции;
2) решать свои экономические задачи государство может различными средствами;
3) налоги являются главными источником средств для государства;
4) государственный бюджет – важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) экономические задачи государства;
2) государственный бюджет;
3) налоговая система;
4) государственный долг;
5) налог;
6) прямой налог;
7) косвенный налог;
8) бюджет;
9) статьи дохода;
10)статьи расхода;
11)дефицит бюджета;
12)облигация.
Учащиеся должны уметь:
1) приводить примеры общественных благ;
2) аргументировать свои ответы;
3) объяснять смысл основных понятий.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос.
1. Производство – это…:
а) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;
б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;
в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага.
2. К какому понятию относится это определение: «Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству»?
а) к понятию «научно-технический прогресс»;
б) к понятию «революция»;
в) к понятию «промышленный переворот».
3. Товар – это..:
а) все, что продается на рынке;
б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи;
в) вещь, обладающая высоким качеством.
4. Что в переводе с греческого означает слово «экономика»?
а) искусство ведения домашнего хозяйства;
б) организация хозяйства по территориальному признаку;
в) рациональное распределение ограниченных благ.
5. Инфляция – это..:
а) повышение общего уровня цен;
б) падение Ценности или покупательной способности денег;
в) рост стоимости жизни.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Зачем экономике государство?
2. Налоговая система.
3. Государственный бюджет.
1. Вопросы классу:
– Как вы думаете, какую роль играет или должно играть государство для развития экономики?
В XX веке государство стало частью самой хозяйственной системы.
– Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?
Функции правительства по А. Смиту:
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
2. Слово учителя.
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика управляется государством в лице государственных органов.
В странах с централизованной экономикой вмешательство государства в управление экономикой проявляется более значительно в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, централизованного распределения денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.
В странах со свободной рыночной экономикой вмешательство государства меньше и проявляется в виде законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение нежелательных для общества видов экономической деятельности, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства.
Главная цель государственного регулирования экономики – соблюдение интересов государства, общества, социально незащищенных слоев населения.
4. Групповая работа.
– Для изучения вопросов о налоговой системе и государственном бюджете прочитайте материал учебника на с. 116-118 и 120.
1- я группа – налоговая система (составить схемы и подготовить объяснение для другой группы).
2- я группа – государственный бюджет (составить схемы и объяснить другой группе).
3- я группа – прочитать и проанализировать высказывания мыслителей.
III. Закрепление.
Вопросы.
1. Три слова «принуждение», «побуждение», «убеждение» имеют самое непосредственное отношение к управлению экономикой и экономическими объектами, имея в виду воздействия на людей, работников, трудовые коллективы.
Различаете ли вы методы управления, основанные на принуждении, побуждении, убеждении? Что такое экономическое стимулирование, в чем его суть?
2. Многие считают, что экономикой управляет только государство в лице правительства и других государственных органов. В действительности это не так. Наряду с государственными органами власти экономикой управляют местные органы власти, администрация предприятий и в различной мере каждый человек. Но несомненно, что государственному управлению экономикой принадлежит огромная роль. Каким же образом государство управляет экономикой, регулирует социально-экономические процессы? Что такое централизация управления, в чем она проявляется? Способны ли вы назвать принципиальные различия между государственным управлением экономикой в странах с рыночной и централизованной системой ведения хозяйства?
1. Экономикой, экономическими объектами и процессами конкретно управляют определенные организации, именуемые органами управления. Что вам известно о государственных, республиканских, городских, областных, районных органах управления экономикой? Знаете ли вы, какие функции управления выполняют министерства и ведомства? И еще более общий вопрос: как разделена экономическая власть между законодательными, исполнительными, судебными органами? Что такое организационная структура управления, чем различаются органы управления и их функции на разных уровнях системы управления экономикой?
Домашнее задание: § 20.