Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.
Материал для учителя.
Однородные |
1) отвечают на один и тот же вопрос; |
2) зависят от одного и того же слова; |
|
3) произносятся с перечислительной интонацией |
Во-первых, однородные члены предложения не всегда являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых, однородными могут быть любые члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Обозначим однородный член знаком Ο.
Однородные члены предложения могут использоваться |
|||
без |
с одиночными |
с повторяющи- |
с двойными |
Ο, Ο, Ο. В саду расцвели розы, лилии, ромашки |
• соединительными союзами и, да (= и), или: Ο и Ο; Ο или Ο. Вдруг налетела буря Ο, Ο и Ο Осеннею свежестью, листвой и плодами благоухает сад. |
или…или, либо…либо, и…и, то…то, не то…не то, ни…ни: 1) и Ο, и Ο, и Ο; или Ο, или Ο, Мне чудятся |
не только…, но и, как…, так и, если не…, то, не столько, сколько, хотя и…, но. Запятая ставится перед второй часть союза! не только Ο, но и Ο; как Ο, так и Ο. Эти нормы под |
Окончание табл.
|
• Противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако: Ο, а Ο Ο, зато Ο. Не железным ключом открывается сердце, |
то ратный стан, то схватки 2) Ο, и Ο, и Ο. Ты меня не слышишь, или не понимаешь, или просто игнорируешь. 3) Ο и Ο, Ο и Ο. Метели и вьюга, стужа и темнота не помешали полярникам высадиться на льдины |
силу вспомнить как мастерам спорта, так и новичкам |
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому нужно различать конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.)
Запятые нигде не ставятся!
Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции?
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.
Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов):
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.
3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.
4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.
Вариант ответа (первое предложение).
Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова «стенами»), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом и, поэтому запятых не требуется.
Вариант ответа (второе предложение).
В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и, поэтому запятой не требуется.
Вариант ответа (третье предложение).
В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и. Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и, поэтому запятой не требуется.
Вариант ответа (четвертое предложение).
Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге, так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и, поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге.
Таким образом, правильный вариант ответа – четвертое предложение.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя».
1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.
2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.
3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.
4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.
Ответ: 2-е предложение.
2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.
2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
Ответ: 3-е предложение.
3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.
2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.
3) Дом невелик да лежать не велит.
4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.
Ответ: 3-е предложение.