Урок 24 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

0
220
хакер

Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

Материал для учителя.

Однородные
члены
предложения

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) зависят от одного и того же слова;

3) произносятся с перечислительной

интонацией

Во-первых, однородные члены предложения не всегда являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть любые члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Обозначим однородный член знаком Ο.

Однородные члены предложения могут использоваться

без
союзов

с одиночными
союзами

с повторяющи-
мися союзами

с двойными
союзами

Ο, Ο, Ο.

В саду расцвели розы, лилии, ромашки

• соединительными

союзами и, да (= и), или:

Ο и Ο;

Ο или Ο.

Вдруг налетела буря
с крупным и частым градом.

Ο, Ο и Ο

Осеннею свежестью, листвой и плодами благоухает сад.

или…или,

либо…либо,

и…и,

то…то,

не то…не то,

ни…ни:

1) и Ο, и Ο, и Ο;

или Ο, или Ο,
или Ο.

Мне чудятся
то шумные пиры,

не только…, но и,

как…, так и,

если не…, то,

не столько, сколько,

хотя и…, но.

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο;

как Ο, так и Ο.

Эти нормы под


Окончание табл.

• Противительными союзами а, но, да (= но),

зато, однако:

Ο, а Ο

Ο, зато Ο.

Не железным ключом открывается сердце,
а добротой

то ратный стан, то схватки
боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο.

Ты меня не слышишь, или не понимаешь, или просто игнорируешь.

3) Ο и Ο, Ο и Ο.

Метели и вьюга, стужа и темнота не помешали полярникам высадиться на льдины

силу вспомнить как мастерам спорта, так и новичкам

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому нужно различать конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.)

Запятые нигде не ставятся!

Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции?

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов):

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа (первое предложение).

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова «стенами»), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом и, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа (второе предложение).

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и, поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа (третье предложение).

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и. Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и, поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа (четвертое предложение).

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге, так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и, поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге.

Таким образом, правильный вариант ответа – четвертое предложение.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

Ответ: 2-е предложение.

2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

Ответ: 3-е предложение.

3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.

2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.

3) Дом невелик да лежать не велит.

4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.

Ответ: 3-е предложение.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь