Урок 23 ОТ ХОЗЯЙСТВА РОБИНЗОНА К ЭКОНОМИКЕ

0
574
явления

Эпиграф к уроку:

Работа избавляет нас от трех вели­ких зол: скуки, порока, нужды.

Франсуа Вольтер

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать роль труда в жизни отдельного человека и общества и производства как составляющего основу экономики.

Учащиеся должны знать, что:

1) производство – это процесс воздействия человека на предме­ты и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению потребностей людей;

2) «экономика» происходит от древнегреческого «ойкос» – дом, хозяйство, «комос» – закон;

3) производство – стоит на «трех китах» – рабочая сила, пред­меты труда и средства труда;

4) научно-технический прогресс – это взаимодействие техники и науки в процессе совершенствования производства.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) экономика;

2) техника;

3) технология;

4) научно-техническая революция;

5) рабочая сила;

6) предметы труда;

7) средства труда;

8) научно-технический прогресс.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять свою точку зрения;

2) характеризовать технологии будущего;

3) объяснять суть НТР и НТП.

Ход урока

I. Опрос.

1. Приведите в соответствие:

а) открытие закона земного тяготения, возникновение ислама;

б) внедрение машин в производство, возникновение земледелия;

в) учреждение ООН, принятие закона об образовании;

г) меры помощи пенсионерам, восстание У. Тайлера 1381 г.

1) политическая сфера;

2) экономическая сфера;

3) социальна сфера;

4) духовная сфера.

2. В какие виды общественных отношений вступает человек:

а) становясь членом партии;

б) давая нравственную оценку поступкам коллег;

в) покупая акции предприятия?

(Ответ: а — политические; б — духовные; в — экономические.)

3. Выберите правильные утверждения:

а) исходный элемент общества – первичный коллектив;

б) входящие в общество социальные группы обладают равным доступом к богатству;

в) в современном российском обществе возникают новые соци­альные слои, которых в предыдущий период не существовало;

г) одной из острых проблем сегодняшний России является рост безработицы.

4. Назовите понятие общее для приведенных ниже групп слов:

а) дети, отцы, деды;

б) имущественные различия, разные возможности получения образования, доступа к информации;

в) Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитраж­ный суд.

(Ответ: а — поколение; б — социальное неравенство; в — судеб­ная власть.)

5. Вычеркните «лишнее» и объясните мотивы вашего решения:

а) владение, пользование, потребление;

б) капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне;

в) партия, государство, общество.

(Ответ: а – потребление (принцип объединения – элементы права собственности); б – зависимые крестьяне (принцип объеди­нения – экономически господствующие классы); в — общество (принцип объединения – элементы политической жизни).)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Как рождается экономика.

2. Техника и технология.

3. НТР и ее социальные последствия.

Вопрос классу:

– Что вам известно о производстве и потреблении?

Сердцевину любой экономики составляет производство, созда­ние экономического продукта.

Изучение материала данного урока можно организовать в форме групповой работы, с опорой на имеющиеся знания.

Работа в группах.

1- я группа. Что, на ваш взгляд, понимается под словом «производство»? Только ли изготовление продукции, товаров? До­пустимо ли говорить о производстве услуг? Как воспринимать вы­ражение «производство духовных ценностей»? Какие процессы имеются в виду, когда говорят о производстве информации? Явля­ются ли наука, образование, культура, охрана здоровья производ­ством? Если да, то в каком смысле? Каким образом производство способствует достижению основной цели экономики – жизнеобес­печению? Что такое структура производства? Чем измеряются масштабы производства?

2- я группа. Если исходить из того, что производство есть создание и материальных, и духовных ценностей, то зачем мы раз­личаем эти два типа производства? Как взаимосвязаны и чем взаи­мообусловлены материальные и духовные производства? В каких видах производства создаются новые ценности? Какие экономиче­ские продукты производятся в процессе материального и интеллек­туального производства?

3- я группа. Что дает основание полагать производство глав­ной, определяющей стадией воспроизводственного процесса? Счи­таете ли вы, что потребности порождают производство или что производство порождает потребности? Можно ли воспроизводить не производя? Что такое производственное потребление и каким образом потребление способствует производству или само стано­вится производством? Кто и каким образом выбирает и определяет маршрут движения произведенного продукта?

4- Подпись: 161я группа. Вы уже знакомы с факторами производства и производственными ресурсами. Какие экономические ресурсы не­обходимы, чтобы начать и поддерживать производственные про­цессы? Каким образом происходит соединение рабочей силы (тру-

6 Степанько
да), средств производства, материальных и природных ресурсов, информации в едином производственном процессе? Что будет при отсутствии или неполном наличии хотя бы одного производствен­ного фактора? Взаимозаменяемы ли факторы производства, разные виды экономических ресурсов?

5- я группа. Приходилось ли вам слышать словосочетание «научно-технический прогресс»? Что понимается под этим поняти­ем? Что такое техника и технология производства? Как связаны наука и техника с производством? Каким образом материализуют­ся, превращаются в конкретную продукцию научные идеи, изобре­тательские замыслы? Почему принято считать, что эффективность производства и качества продукции зависят от научно-технического прогресса?

6- я группа. Каким образом связаны производство и потреб­ление? Потребление диктуется потребностями, а производство – производственными возможностями, как же они согласуются друг с другом? Способно ли производство обеспечить запросы, желае­мое потребление? Есть ли возможность потреблять больше про­дукции и товаров, чем производится?

Слово учителя.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать все, что необходимо для обеспечения жизни.

Экономика, ориентированная на удовлетворение конечных по­требностей людей, выпускает в большем количестве потребитель­ские товары и услуги.

– Рассмотрите схемы. Расскажите, для чего необходимо про­изводство. Назовите «3 кита» экономики.

Вопросы:

– Вспомните Робинзона Крузо, который создал на необитаемом острове свое хозяйство. Зачем ему надо было трудиться?

– Вспомните пословицы и поговорки о труде.

– Чем является труд для вас?

Слово учителя.

В производстве важно, какие технологические процессы при­меняются.

Под техникой или техническими средствами в экономике понимаются виды применяемых в производстве машин, оборудо­вания, приборов, инструментов и их технические характеристики.

Технология – виды технологических процессов, способы пре­образования, обработки материалов, используемых в производстве, и получения готового продукта.

Техника и технология непрерывно совершенствуются. Боль­шую помощь в этом им оказывает наука. Достижения естественных и точных наук преобразуют технику и технологию производства.

Научно-технические прогресс – проникновение, продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов, освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров и услуг.

Задание 1. Вспомните историю и назовите влияние НТП на экономику.

Задание 2. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные по­следствия» на с. 105-107 и объясните, в чем суть НТП и НТР, их взаимосвязь и социальные последствия.

III. Закрепление.

Закрепление изученного материала проводится по вопросам зада­ния на с. 107. Этих заданий 5, для выполнения их создаются 5 групп.

Домашнее задание: § 18; ответить на вопросы для самопро­верки.