Тема: Прямая и обратная пропорциональности.
Цели урока: объяснить понятие прямой и обратной пропорций; показать правила проверки на прямую и обратную пропорции; проверить знания учащихся по пропорции. В течение урока развивать у учащихся навык проверки пропорциональностей.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Математический диктант. (10 мин.)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1) В группе детского сада 4 мальчика и 8 девочек. |
|
Какую часть мальчики составляют от количества девочек? |
Какую часть количество мальчиков составляет от числа всех детей. |
2) Разложить число 240 на два числа в данном отношении. |
|
2 : 3 |
1 : 5 |
3) Найти неизвестный член пропорции |
|
5 : x = 3 : 2,4 |
4 : 0,6 = 8 : y |
4) Построить отрезок AB равный |
|
1 : 3 |
1 : 2 |
Математический диктант проверяется сразу на уроке и ошибки (если встречаются у многих учеников) разбираются на доске.
3. Новый материал. (8 мин.)
Для объяснения сначала ответить на вопросы по данному условию. «Мы взяли деньги, и пошли покупать конфеты»
На что влияет количество конфет, которое мы купим?
Чем больше конфет мы покупаем, тем …
На что влияет стоимость конфет?
Чем дороже конфеты, тем …
В данном случае сначала разбираются ситуации, в которых с увеличением одной величины увеличивается другая. И потом ситуации в которых с увеличением другой величины уменьшается другая. Затем дать возможность детям придумать аналогичные ситуации. И только после этого, преподаватель объясняет, что если изменение в одинаковое количество раз, то это пропорции (прямая и обратная пропорции). Дать определение данным пропорциям.
4. Закрепление нового материала. (20 мин.)
Разобрать задачи № 217, 219.
Затем устно рассматриваются задания № 220, 223, и письменно задачи № 221, 225, 232, 235, 249. (Задачи можно оформлять в виде таблиц)
5. Итоги урока. (3 мин.)
6. Домашнее задание. (2 мин.)
Прочитать, разобрать и выучить правила из § 2.4.
Решить № 222, 224, 228.