Урок 20 Т е м а : «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ

0
653
физика

Вид занятия: рисование природы по памяти.

Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элемен­тов перспективы; формирование чувства неразрывной связи чело­века с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование урока: для учащихся – альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряп­ка, большие листы бумаги (A3).

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитан «Зо­лотая осень», «Березовая роща», «Март», «После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге. Плес», «Осенний день», «Сокольники», «Владимирка», «У омута»; В. Серов «Домотканово», «Цветущие яблоки», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубо­вом лесу», «Дубы. Этюд», «На севере диком», «Перед грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; А. Саврасов «Грачи прилете­ли», «Проселок», «Вид на Московский Кремль. Весна»; А. Куинд-жи «Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная ночь на Дне­пре», «Вечер на Украине», «Солнечные пятна на инее»; Ф. Васильев «В крымских горах», «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бугор», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна», «Лесная дерев­ня», «Ночная тоска»; А. Герасимов «После дождя. Мокрая терра­са»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «Трактор на лесных просторах», «Зеленый шум», «В голубом просторе»; К. Юон «Троицкая лавра зимой», «Мартовское солнце», «Новая планета», «Купола и ласточки»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Буря на море ночью», С. Жуковский «Лунная ночь», «Плотина»; В. Бакше-ев «Голубая весна»; М. Сарьян «Горы»; А. Остроумова-Лебедева «Зимний день» и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Сал-тане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: можно использовать сочинения П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова фрагменты из оперы «Садко» или начало сюиты «Шехеразада» или начало симфонической поэмы «Море» М. Чюрлениса.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Построй­ки (братья художники), – все обращено к душе человека, все гово­рит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых ре­шений при изображении моря (сравним репродукции).

Стихотворение:

РИСУНОК

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят,

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой – дорогу,

Потом над ними облака

Подрисовал немного.

И эти тучи я потом

Проткнул стрелой.

Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом.

Я чёрным точки зачеркнул,

И означало это,

Как будто ветер вдруг подул –

И яблок больше нету.

Ещё я дождик удлинил –

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался…

С. Михалков

– Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.

– Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?

– А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?

– Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?

– А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?

– Какое время года тебе ближе и почему?

Многие художники стремились показать природу в разное вре­мя суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин… (Учитель, показывая репродук­цию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)

Настроение природы в картине и свое настроение можно пере­дать по-разному, например, с помощью цвета.

– Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревож­ный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.

Настроение в картине во многом зависит и от того, как худож­ник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).

Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с лю­бовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX-XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте по­лотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находил­ся рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к при­роде. Русские художники XIX-XX вв. славились своей реалистиче­ской школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и лив­нем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы пере­даны в следующих картинах художников (показ имеющихся репро­дукций).

– Какие цвета преобладают в пейзажах художников?

– Объясните, почему в картинах разное время суток так разли­чается по цветовому решению? Что изменяет цвет всего, что окру­жает нас в природе? (Освещение.)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуаль­но, с помощью подбора цветовой гаммы.

Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,

Прочти композиционные схемы пейзажей

Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения – смотрим в окно на деревья. Помо­жет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная – для «утяже­ления» цвета, большей его мрачности и напряженности.

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия примерно так:

1)Делим горизонтально расположенный лист линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой – изображать холмы.

Экспериментируй с акварельными красками и цветными карандашами. Под­бери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изме­нении цвета по мере приближения к горизонту.

2) Рисуем слева, в середине, справа по 1-2 дерева, справа в не­бе – солнце, слева – тучу.

3) Сначала выполняются в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздуш­ность.

4) Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, зем­ли, неба левой части рисунка вводим «холодные» цвета. Середи­на – без изменений.

Упражнение.

– Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета ис­пользуйте, рисуя свой зимний пейзаж.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр выполненных работ. Требования к работам:

– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, со­ответствие;

– колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;

– проработка, завершенность, общая выразительность, обобще­ние работы;

– наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.