Вид занятия: рисование природы по памяти.
Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование урока: для учащихся – альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряпка, большие листы бумаги (A3).
Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», «Март», «После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге. Плес», «Осенний день», «Сокольники», «Владимирка», «У омута»; В. Серов «Домотканово», «Цветущие яблоки», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На севере диком», «Перед грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; А. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок», «Вид на Московский Кремль. Весна»; А. Куинд-жи «Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Солнечные пятна на инее»; Ф. Васильев «В крымских горах», «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бугор», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна», «Лесная деревня», «Ночная тоска»; А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «Трактор на лесных просторах», «Зеленый шум», «В голубом просторе»; К. Юон «Троицкая лавра зимой», «Мартовское солнце», «Новая планета», «Купола и ласточки»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Буря на море ночью», С. Жуковский «Лунная ночь», «Плотина»; В. Бакше-ев «Голубая весна»; М. Сарьян «Горы»; А. Остроумова-Лебедева «Зимний день» и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Сал-тане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: можно использовать сочинения П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова фрагменты из оперы «Садко» или начало сюиты «Шехеразада» или начало симфонической поэмы «Море» М. Чюрлениса.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Постройки (братья художники), – все обращено к душе человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых решений при изображении моря (сравним репродукции).
Стихотворение:
РИСУНОК
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой.
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался…
С. Михалков
– Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.
– Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?
– А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
– Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?
– А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?
– Какое время года тебе ближе и почему?
Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин… (Учитель, показывая репродукцию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)
Настроение природы в картине и свое настроение можно передать по-разному, например, с помощью цвета.
– Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.
Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).
Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX-XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте полотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находился рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к природе. Русские художники XIX-XX вв. славились своей реалистической школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся репродукций).
– Какие цвета преобладают в пейзажах художников?
– Объясните, почему в картинах разное время суток так различается по цветовому решению? Что изменяет цвет всего, что окружает нас в природе? (Освещение.)
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,
Прочти композиционные схемы пейзажей
Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения – смотрим в окно на деревья. Поможет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная – для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и напряженности.
Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия примерно так:
1)Делим горизонтально расположенный лист линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой – изображать холмы.
Экспериментируй с акварельными красками и цветными карандашами. Подбери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере приближения к горизонту.
2) Рисуем слева, в середине, справа по 1-2 дерева, справа в небе – солнце, слева – тучу.
3) Сначала выполняются в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздушность.
4) Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли, неба левой части рисунка вводим «холодные» цвета. Середина – без изменений.
Упражнение.
– Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр выполненных работ. Требования к работам:
– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;
– колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;
– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
– наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.