Ц е л и: повторить определения морфем; уметь анализировать их роль в словообразовании; развивать умение выделять морфемы в словах.
Х о д у р о к а
I. Введение в тему.
Распределить слова в два столбика.
Н а д о с к е:
Дождь, дождливый, дождливую, дождевой, дожде, дождевик, дождя, дождичек, дождем, дождик.
– По какому принципу разделили слова?
– Чем могут различаться по составу однокоренные слова?
– Чем различаются разные формы одного и того же слова? Что в них общего?
II. Морфемы.
– Какие морфемы знаете?
Дайте определение каждой морфеме.
1. Расскажите порядок морфемного разбора ( , , , , ).
2. Подберите слова к схемам в упражнении 78.
3. В ы п о л н е н и е упражнений 79, 80 под руководством учителя.
III. Суффиксальное словообразование.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 81, с. 167.
2. М и н и – т е с т.
Рассчитан на выполнение в течение 3 минут.
Найдите прилагательные, образованные от основ существительных с помощью суффикса –ск-.
1) морской 6) детский
2) ветвистый 7) сельский
3) горный 8) чистый
4) ночной 9) юношеский
5) пятнистый 10) городской
К л ю ч: 1, 6, 7, 9, 10.
IV. Приставочное словообразование.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 82, с. 168.
2. Б л и ц т е с т.
Найдите неправильно написанные слова.
1) зоменить 6) набежать
2) замесить 7) новарить
3) надписать 8) зобирать
4) нобирать 9) задержать
5) нодломить 10) надкусить
К л ю ч: 1, 4, 5, 7, 8.
V. Итог урока.
– Когда вам может помочь умение быстро и правильно видеть морфемы в словах? Докажите на примерах.