Цели: отрабатывать умение делить отрицательные числа и числа с разными знаками; ввести свойство единицы и нуля при делении положительных и отрицательных чисел; развивать навыки устного счета; воспитывать взаимоуважение.
Ход урока
I. Организационный момент
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
II. Устный счет
Ни костяшек, ни ручек, ни мела —
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме.
1. Решите уравнения:
2. Найдите значение выражения: -3,2 : 0,4; -0,16 : (-0,2); -25 : 2,5; 32 : (-0,02); -3,36 : (-0,3); -4 : (-5).
3. Решите уравнения:
4. Одно число меньше другого в 6 раз. Их разность равна 50. Найдите эти числа.
5. Некоторое число было уменьшено на 25%. На сколько процентов нужно увеличить получившееся число, чтобы получить первоначальное число? (100/3 %.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Вычислите:
2. Найдите неизвестное число:
2 карточка
1. Вычислите:
2. Найдите неизвестное число:
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня продолжим делить отрицательные числа и числа с разными знаками. Проверим справедливость свойств единицы и нуля при делении положительных и отрицательных чисел.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Вспомните свойство единицы и нуля для деления натуральных чисел. Запишите в буквенном виде.
а : 1 = а; 0 : а = 0, а ≠ 0.
Делить на нуль нельзя!
2. Работа над новой темой.
Выполните действия:
-123 : (-1); 234 : (-1); -345 : 1; 0 : 23; 0 : (-43); (-34) : 0.
— В чем особенность последнего выражения? (Данное выражение не имеет смысла.)
— Сделайте вывод. (Свойства нуля и единицы для натуральных чисел справедливы и для отрицательных чисел.)
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1151 (1 столбик) стр. 197 (на доске и в тетрадях, самопроверка).
(Ответы: )
2. № 1155 (в, г) стр. 198 (на доске и в тетрадях).
— Как называются числа при умножении? (1 и 2 множители и произведение.)
— Что неизвестно? (Множитель.)
— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)
(Ответ: у = —330; х = —3.)
3. № 1156 (б) стр. 198 (на доске и в тетрадях).
(Ответ: х = -2/3.)
VII. Работа над задачей
№ 1169 стр. 200 (с комментированием на доске и в тетрадях).
— Когда два объекта двигаются в противоположных направлениях, какую можно найти скорость? (Скорость удаления.)
— Как найти скорость удаления? (Сложить две скорости.)
— Как найти расстояние, зная скорость и время? (Надо скорость удаления умножить на время.)
— Запишите формулу. Выразите из этой формулы время.
— Выразите из этой формулы одну из скоростей.
Решение:
а) при
б) при
в) при
г) при
(Ответ: 2,6 км; 5,6 км/ч; 3,6 км/ч; 2/3 ч.)
VIII. Физкультминутка
IX. Повторение изученного материала
1. № 1161 стр. 199 (на доске и в тетрадях).
(Ответ: ху = 0 при х = 0 или у = 0; ху ≠ 0 при х ≠ 0, у ≠ 0.)
2. № 1162 стр. 199 (на доске и в тетрадях).
(Ответ: а) х = 0, х = 1; б) х = 0, х = 1, х = —1; в) х = 0, х = 1.)
X. Самостоятельная работа (10 мин)
Использовать карточки из предыдущего урока.
XI. Подведение итогов урока
— Чему равно частное 0 : а, где а ≠ 0?
— Имеет смысл выражение а : 0?
Домашнее задание
№ 1172 (д-з), 1173 (в, г), 1174 (г-е) стр. 201; № 1177 (б) стр. 202.