1. Работа с текстом упражнения 302.
– Прослушайте текст. Почему он так называется?
– Определите стиль текста.
– Вспомните, что обозначают прилагательные.
– Изменился ли бы текст, если бы в нем отсутствовали прилагательные?
– Объясните постановку тире в первом предложении.
– Какие прилагательные использует автор для описания снегов? Назовите их начальные формы.
– Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения.
– Посмотрите на знаки препинания в конце предложений первого абзаца. Каково настроение автора? Обоснуйте свой ответ.
– Назовите средства, с помощью которых автор оживляет сугробы, деревья.
– Как вы понимаете «дремучие сугробы», «лес утонул», «тяжелые головы деревьев»? Перепишите второй абзац. Найдите прилагательные и укажите их разряд.
– Прочитайте текст до конца. В чем проявляется волшебство зимнего леса? С помощью какого прилагательного автор характеризует «сказочных» существ? (Белый.)
– Выпишите все предложения с этим прилагательным. Обозначьте его род, число, падеж.
– Какова роль прилагательных в тексте?
2. Беседа.
– Что значит – произвести морфологический разбор имени прилагательного?
– Рассмотрите план разбора на с. 126 учебника. Сложный он или простой?
– Почему нельзя использовать простой план при морфологическом разборе имени прилагательного?
– Значение каких пунктов плана вам непонятно?
3. Упражнение 303.
4. Самостоятельная работа.
– Сделайте разбор прилагательных.
I вариант:
Легкий 3 ветерок чуть колышет зеленые 2 поля пшеницы.
II вариант:
Лесной 2 воздух чище, он увеличивает жизненную 3 силу.
Домашнее задание: упражнения 291, 292 (на выбор учащихся); сделать морфологический разбор трех прилагательных из сочинения