1. Работа над ошибками.
В классе разбираются типичные ошибки, допущенные в диктанте.
2. Ознакомление с новым материалом.
– Тема сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».
– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.
Подсказка: Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
– Что за имена заменяют местоимения?
– Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают?
– Прочитайте определение местоимения на с. 164 учебника.
– Вспомните постоянные и непостоянные признаки частей речи.
– Какую синтаксическую функцию они могут выполнять?
– На с. 164 прочитайте об изменении местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод.
– Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сем.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни се!»
– Прочитайте о разрядах местоимений.
3. Упражнения 390, 391.
4. Творческий диктант.
– Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.
Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
5. Упражнение 393 (устно).
6. Итог урока.
– Что такое местоимение?
– Для чего нужны местоимения?
– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?
Домашнее задание: упражнение 392, подготовить доклад (одному из учеников) о местоимениях ты и вы.