У р о к 70. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.
ЗАДАЧИ НА СРАВНЕНИЕ
Цели урока: учить детей находить, на сколько одно число больше или меньше другого; познакомить с задачами на сравнение; развивать навыки счёта, мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 3 5 1 3 5
6 4 2 6 4 2
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. «Плюс» или «минус».
Учитель может предложить учащимся задание 4 (с. 10 учебника, часть 2): вместо звездочек поставить знак «+» или «минус» или другое аналогичное задание.
При выполнении задания учащиеся должны не просто назвать знак, а обосновать сделанный выбор.
Например:
6 * 2 = 8.
Было число 6, стало число 8. Число увеличилось, значит, нужно поставить знак «+».
9 * 4 = 5.
Было число 9, стало число 5. Число уменьшилось, значит, пропущен знак «–».
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом сравнения чисел.
Р а б о т а с р а з р е з н ы м м а т е р и а л о м.
Учитель просит учащихся положить на парту 5 квадратов, а ниже (под квадратами) 3 круга.
– На сколько квадратов больше, чем кругов? (На 2.)
– Докажите. (Двум квадратам не хватает кругов для пары: значит, квадратов на 2 больше.)
– Узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, можно и по-другому.
5 – 3 = 2, то есть квадратов на 2 больше, чем кругов.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 10 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Сколько тумб занято собачками? (4.)
– Сколько тумб пустых? (3.)
– На сколько тумб с собачками больше, чем пустых? (На 1.)
– Как узнали? (4 – 3 = 1.)
– Проверьте себя, используя фигурки разного материала.
– Сколько синих тумб? (3.)
– Сколько красных тумб? (4.)
– На сколько синих тумб меньше, чем красных? (На 1.)
– Докажите. (Из четырех вычесть три, получится один.)
2. Знакомство с задачами на сравнение.
Учитель или ученик читают задачу 2 (с. 10 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу? (Да.)
– Докажите.
– Чем данная задача отличается от задач, которые мы решали раньше? (В ней спрашивается, на сколько одно число больше другого.)
Далее учащиеся под руководством учителя изображают схему задачи.
– Сколько купили билетов в цирк? (6.)
– Изобразим количество билетов в цирк отрезком длиной в 6 клеток.
– Сколько купили билетов в театр? (4.)
– Изобразим количество билетов в театр отрезком длиной в 4 клетки.
– Покажем «лишние» билеты в цирк.
– На сколько билетов в цирк больше, чем билетов в театр? (На 2.)
– Как записать решение задачи? (Запись с комментированием:
6 – 4 = 2 (б.).)
– Ответьте на вопрос задачи. (Билетов в цирк на 2 больше.)
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть задачу 4 (с. 6 в тетради № 2).
Задача разбирается аналогично предыдущей, но вместо отрезков дети изображают кругами количество монет, которые были у Ани. Таким образом, в тетрадях детей появятся и рисунок, ирешение задачи:
7 – 4 = 3 (р.).
Также учащиеся записывают ответ задачи.
Ответ: на 3 рубля.
V. Работа с геометрическим материалом.
– Как называются линии, изображенные в задании 3 (с. 10 учебника, часть 2)? (Отрезки.)
– Что можете сказать о длине голубого отрезка по сравнению с длиной розового отрезка? (Голубой отрезок длиннее розового.)
– Как узнать, на сколько голубой отрезок длиннее розового? (Надо измерить длину каждого отрезка и из большего числа вычесть меньшее.)
– Какова длина голубого отрезка? (7 см.)
– Какова длина розового отрезка? (4 см.)
– Определите, на сколько длина голубого отрезка больше длины розового? (7 – 4 = 3. На 3 см голубой отрезок длиннее розового.)
Затем учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й задание 2 (с. 6 в тетради № 2).
В заключение урока дети выполняют задание на смекалку (с. 10 учебника, часть 2).
Поскольку задание достаточно объемное, то на уроке ученики могут выполнить какую-либо его часть.
Например:
VI. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Какое задание вам понравилось больше других? Чем?
– Что бы хотели выполнить еще?
– Оцените свою работу на уроке.