У р о к 26. «РАВЕНСТВО», «НЕРАВЕНСТВО»
Цели урока: познакомить учащихся с терминами «равенство», «неравенство»; формировать умение детей сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»; продолжать пропедевтику темы «Задача».
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Игра «Назови соседа»:
2. Игра «Поход в магазин».
На магнитной доске – увеличенные образцы монет: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей; на наборном полотне – фигурки различных игрушек, посуды, школьных принадлежностей и «ценники» на них.
Один из учеников (дети меняются) исполняет роль продавца, остальные – это «покупатели». «Продавец» должен давать сдачу, если в этом есть необходимость, а также проверять «покупателя», хватит ли у него денег на определённый товар.
Учитель помогает «продавцу».
Если, допустим, ученик выбрал «товар», который стоит 5 рублей, и платит за него монетой в 5 рублей, учитель обязательно должен спросить учеников о том, как по-другому можно заплатить за этот же предмет.
II. Знакомство с терминами «равенство», «неравенство».
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на доску, на которой следующая з а п и с ь:
3 – 1 = 2 5 – 1 < 5
4 – 1 > 1 4 + 1 = 5
3 + 1 > 2 1 + 1 = 2
– Что заметили?
– Какие две группы можно выделить?
– Запишите первую группу выражений в столбик в ваших тетрадях. (Учитель делает запись на доске, один из учеников комментирует.)
В результате на доске и у детей в тетрадях появляется з а п и с ь:
3 – 1 = 2
4 + 1 = 5
1 + 1 = 2
– Запишите вторую, выделенную вами, группу во второй столбик.
Учащиеся записывают в тетрадях, учитель – на доске. Один из учеников комментирует.
В результате появляется следующая з а п и с ь:
4 – 1 > 1
5 – 1 < 5
3 + 1 > 2
Учитель спрашивает детей о том, как бы они назвали выражения, записанные в первом столбике. (Равенства.)
– А как тогда можно назвать записи второго столбика? (Возможно, ученики сами дадут название группе – неравенства.)
– Какой вывод можно сделать? (Если между числами или числовыми выражениями стоит знак «равно», то это равенство, если между числами или числовыми выражениями стоит знак « > » или « < », то это – неравенство.)
III. Сравнение выражений и чисел. Формирование навыка в правильном написании знаков сравнения.
Учитель может использовать задания 3, 5 учебника (с. 44, часть 1).
Задание 3 дети могут выполнить на доске, объяснив выбор знаков.
Задание 5 можно дать как с а м о с т о я т е л ь н у ю работу или работу в парах.
С а м о п р о в е р к а с доски.
IV. Пропедевтика темы «Задача».
Учитель просит детей рассмотреть задание 2 (с. 45 учебника, часть 1).
– Что заметили? (До этого задания учащиеся сами составляли рассказы (задачи) по рисункам, теперь же задача написана, только данные числа по-прежнему нарисованы. Несмотря на то что текст задачи написан, сам термин «задача» ученикам ещё не даётся.)
– Ответьте на поставленный вопрос.
– Какое равенство вы бы записали к этому рассказу?
Далее дети рассматривают рисунки и выражения задания 3 (с. 45 учебника, часть 1), соотносят выражения с рисунками, называют «лишние» выражения.
V. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Что нового узнали?
– Как вы работали сегодня на уроке?