Теоретические сведения о физической культуре сообщаются учащимся 3 класса в течение учебного года в кратких беседах на уроках.
Так, о значении утренней гимнастики и ее влиянии на организм детей учитель ведет беседу на первых уроках и далее по степени необходимости контроля за ее выполнением.
Учитель обращает внимание детей на то, что систематичес кое выполнение утренней гимнастики имеет не только гигиени ческое значение, но и приучает их к организованности, дисциплине, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает общий тонус организма, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, повышает работоспособность.
Регулярные занятия физическими упражнениями увеличивают силу мышц, повышают функциональные возможности сердца и лег ких, улучшают осанку. Гигиеническая утренняя гимнастика имеет большое значение в выработке таких качеств, как воля, настой чивость, дисциплинированность.
Утреннюю гимнастику следует проводить сразу же после подъ ема, в хорошо проветренной комнате, в легком костюме; мальчики занимаются в трусах, девочки в трусах и майке. В комплекс ут ренней гигиенической гимнастики включаются упражнения, прой денные учащимися на уроках физической культуры, ходьба, лег кий бег, несложные виды прыжков.
Гигиенические правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн.
Закаливание в сочетании с естественными факторами приро ды— одно из важных средств улучшения состояния здоровья школьников.
Систематическое закаливание улучшает обмен веществ, ока зывает стимулирующее влияние на все функции организма. Од нако следует помнить, что закаливание дает положительный
эффект только при соблюдении основных принципов — постепенности, систематичности, при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Закаливание не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций.
Воздушные ванны проводят при температуре воздуха +20° — 15°С, постепенно увеличивая их продолжительность от 10 мин до 1,5 ч (в теплое время года). Хорошим средством закали вания является также хождение босиком, оказывающее, кроме того, положительное влияние на формирование свода стопы. Летом ребенок может ходить босиком по траве, песку, а зимой по полу, например во время утренней гимнастики или вечером перед мытьем ног.
Водные процедуры оказывают на организм более сильное воз действие, чем воздушные, поэтому необходимо знать некоторые противопоказания — болезни хронические или перенесенные неза долго до закаливания. Водные процедуры проводят с разрешения врача, последовательно, начиная с обтирания, постепенно пере ходя к закаливанию с использованием душа.
Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, которая сводится к небольшому смачиванию тела водой и последующему энергичному растиранию. В помещении, где проводится обтира ние, температура воздуха должна быть не ниже 18—20°С, тем пература воды для младших школьников +30°—28°. Каждые 2— 3 дня температуру воды следует понижать на один градус, доводя до +15—16°С.
Общая длительность влажного обтирания не должна превы шать 2—3 мин. После обтирания кожу надо растереть сухим полотенцем до легкого покраснения. В зависимости от индивиду альных особенностей обтирание проводят 2—3 недели, а затем переходят к обливанию или принятию душа.
Вода для обливания должна быть теплее, начинать надо с температуры +33—32°С и постепенно доводить ее до 20°С. Дли тельность обливания не превышает 1—2 мин. Как и обтирание, обливание заканчивается энергичным растиранием полотенцем до покраснения кожи.
Для ослабленных детей можно рекомендовать вместо обли вания ножные ванны. Их начальная температура для детей млад шего школьного возраста -{-25ОС, через 1—2 дня температуру сни жают на один градус — и так до +10°. При ножных ваннах в воду погружается нижняя треть голени. После растирают ноги полотенцем.
Душ — эффективное средство закаливания, его продолжи тельность всего 1—5 мин. Начинают с температуры воды +30— 32°С, постепенно доводя ее до 21—22°С, снижая на 0,5—1° каж дые 2—3 дня.
Солнечные ванны лучше принимать в утренние часы в соче тании с физическими упражнениями, ходьбой, бегом при темпера туре + 18—20°С. Сначала пребывание на солнце не должно пре вышать 10—15 мин. Не рекомендуется принимать солнечные ванны сразу после еды, голову следует прикрыть светлым голов ным убором. Не стоит забывать о возможности возникновения ожогов и тепловых ударов.
Учитель может рекомендовать родителям ту или иную водную процедуру в зависимости от состояния здоровья ребенка, его фи зического развития и физической подготовленности.
Водные процедуры выполняют после проведения утренней ги гиенической гимнастики.
Во время выполнения физических упражнений и водных про цедур большое значение приобретает правильное дыхание. Овладение навыками правильного дыхания укрепляет дыхательную мускулатуру, являясь одновременно важным оздоровительным и гигиеническим средством.
Под специальными навыками дыхания подразумевают умение управлять длительностью и скоростью вдоха и выдоха, умение за держивать дыхание на определенное время, управлять объемом вдоха и выдоха.
Наиболее сильный оздоровительный эффект достигается при занятии физическими упражнениями на свежем воздухе, в том числе и в холодное время года, поэтому меры предупреждения простудных заболеваний путем закаливания и правильной поста новки дыхания приобретают большое значение.
Немаловажное значение имеет одежда, которая должна соот ветствовать погодным условиям, быть удобной и не стеснять дви жений, правильный подбор обуви. Обувь должна быть легкой, мяг кой, теплой и удобной. Ношение резиновой обуви можно рекомен довать только в сырую погоду с шерстяными носками и теплой стелькой. Необходимо приучать детей ежедневно мыть ноги и менять носки и колготки.
При занятиях физическими упражнениями на воздухе в зимнее время рекомендуется надевать хлопчатобумажное трикотажное белье, рубашку и шерстяной спортивный костюм (при сильном морозе еще свитер и рейтузы), а при сильном ветре — куртку из непродуваемой ткани. На голову надеть шерстяную шапочку на хлопчатобумажной подкладке, а на йоги — кроссовки или кеды с шерстяными носками (в сильный мороз — две пары носков: хлопчатобумажные и шерстяные). Одежду из синтетической ткани ис пользовать не рекомендуется, так как она плохо впитывает влагу и не обеспечивает необходимую воздухопроницаемость.
Влияние на детский организм физических упражнений во мно гом зависит от уровня физического развития и физической подго товленности учащихся младшего возраста. Поэтому на занятиях необходимо следить за самочувствием детей, которое оценивается как учителем (по внешним признакам утомления), так и самим учеником. Этот показатель должен обязательно учитываться при оценке переносимости физических нагрузок в процессе занятий. С одной стороны, утомление при выполнении физических упраж нений — это естественное явление, без которого невозможно повы шение физической подготовленности и тренированности детского организма, с другой — резко выраженное утомление крайне не желательно.
Признаки легкого, обычного для урока физической культуры утомления — покраснение кожи, ровное дыхание, небольшая пот ливость, отсутствие жалоб на усталость. Значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, резкое учащение дыха ния, нарушения координации движений, жалобы на самочувствие, боль свидетельствуют о переутомлении и о чрезмерности физи ческой нагрузки. Для снятия перегрузки следует делать такие интервалы между выполнением упражнений, которые позволят восстановить работоспособность учащихся.
Важно, чтобы сами учащиеся, выполняя физические упражне ния, участвуя в подвижных играх, следили за самочувствием. При самоконтроле важно учитывать субъективные данные — сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими уп ражнениями, а также частоту пульса и дыхания. Можно рекомендовать заполнять дневник самоконтроля. Желательно, чтобы учитель регулярно проверял эти дневники, чтобы при появлении неблагоприятных изменений показателей самоконтроля своевременно рекомендовать родителям показать ребенка врачу. Контроль за физической подготовленностью учащихся
В целях контроля два раза в год {сентябрь и май) учитель проводит обследование физической подготовленности учащихся 2 класса по бегу на
Бег
По команде «На старт!» участники забега подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» учитель поднимает флажок вверх, а учащиеся переносят массу тела на переднюю ногу. По команде «Марш!» флажок резко опускается. Судья на финише по первому движению флажка вклю чает секундомеры. В момент пересечения линии финиша секундо меры выключаются.
Прыжок в длину с места. Ученик располагается у линии от талкивания, не наступая на нее. Длина прыжка измеряется от исходной линии до ближайшей к ней точки приземления. Про водятся три попытки, лучшая заносится в протокол.
Метание набивного мяча на дальность. Из положения сидя (от исходной черты) выполняется бросок набивного мяча двумя ру ками из-за головы энергичным движением вперед-вверх. Из двух попыток лучшая заносится в протокол.