Теоретические сведения о физической культуре

0
6
школьница

Теоретические сведения о физической культуре сообщаются учащимся 3 класса в течение учебного года в кратких беседах на уроках.

Так, о значении утренней гимнастики и ее влиянии на орга­низм детей учитель ведет беседу на первых уроках и далее по степени необходимости контроля за ее выполнением.

Учитель обращает внимание детей на то, что систематичес­ кое выполнение утренней гимнастики имеет не только гигиени­ ческое значение, но и приучает их к организованности, дисциплине, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает общий тонус организма, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, повышает работоспособность.

Регулярные занятия физическими упражнениями увеличивают силу мышц, повышают функциональные возможности сердца и лег­ ких, улучшают осанку. Гигиеническая утренняя гимнастика имеет большое значение в выработке таких качеств, как воля, настой­ чивость, дисциплинированность.

Утреннюю гимнастику следует проводить сразу же после подъ­ ема, в хорошо проветренной комнате, в легком костюме; мальчики занимаются в трусах, девочки в трусах и майке. В комплекс ут­ ренней гигиенической гимнастики включаются упражнения, прой­ денные учащимися на уроках физической культуры, ходьба, лег­ кий бег, несложные виды прыжков.

Гигиенические правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн.

Закаливание в сочетании с естественными факторами приро­ ды— одно из важных средств улучшения состояния здоровья школьников.

Систематическое закаливание улучшает обмен веществ, ока­ зывает стимулирующее влияние на все функции организма. Од­ нако следует помнить, что закаливание дает положительный

эффект только при соблюдении основных принципов — постепен­ности, систематичности, при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Закаливание не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций.

Воздушные ванны проводят при температуре воздуха +20° — 15°С, постепенно увеличивая их продолжительность от 10 мин до 1,5 ч (в теплое время года). Хорошим средством закали­ вания является также хождение босиком, оказывающее, кроме того, положительное влияние на формирование свода стопы. Летом ребенок может ходить босиком по траве, песку, а зимой по полу, например во время утренней гимнастики или вечером перед мытьем ног.

Водные процедуры оказывают на организм более сильное воз­ действие, чем воздушные, поэтому необходимо знать некоторые противопоказания — болезни хронические или перенесенные неза­ долго до закаливания. Водные процедуры проводят с разрешения врача, последовательно, начиная с обтирания, постепенно пере­ ходя к закаливанию с использованием душа.

Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, которая сводится к небольшому смачиванию тела водой и последующему энергичному растиранию. В помещении, где проводится обтира­ ние, температура воздуха должна быть не ниже 18—20°С, тем­ пература воды для младших школьников +30°—28°. Каждые 2— 3 дня температуру воды следует понижать на один градус, доводя до +15—16°С.

Общая длительность влажного обтирания не должна превы­ шать 2—3 мин. После обтирания кожу надо растереть сухим полотенцем до легкого покраснения. В зависимости от индивиду­ альных особенностей обтирание проводят 2—3 недели, а затем переходят к обливанию или принятию душа.

Вода для обливания должна быть теплее, начинать надо с температуры +33—32°С и постепенно доводить ее до 20°С. Дли­ тельность обливания не превышает 1—2 мин. Как и обтирание, обливание заканчивается энергичным растиранием полотенцем до покраснения кожи.

Для ослабленных детей можно рекомендовать вместо обли­ вания ножные ванны. Их начальная температура для детей млад­ шего школьного возраста -{-25ОС, через 1—2 дня температуру сни­ жают на один градус — и так до +10°. При ножных ваннах в воду погружается нижняя треть голени. После растирают ноги полотенцем.

Душ — эффективное средство закаливания, его продолжи­ тельность всего 1—5 мин. Начинают с температуры воды +30— 32°С, постепенно доводя ее до 21—22°С, снижая на 0,5—1° каж­ дые 2—3 дня.

Солнечные ванны лучше принимать в утренние часы в соче­ тании с физическими упражнениями, ходьбой, бегом при темпера­ туре + 18—20°С. Сначала пребывание на солнце не должно пре вышать 10—15 мин. Не рекомендуется принимать солнечные ванны сразу после еды, голову следует прикрыть светлым голов­ ным убором. Не стоит забывать о возможности возникновения ожогов и тепловых ударов.

Учитель может рекомендовать родителям ту или иную водную процедуру в зависимости от состояния здоровья ребенка, его фи­ зического развития и физической подготовленности.

Водные процедуры выполняют после проведения утренней ги­ гиенической гимнастики.

Во время выполнения физических упражнений и водных про­ цедур большое значение приобретает правильное дыхание. Овла­дение навыками правильного дыхания укрепляет дыхательную мускулатуру, являясь одновременно важным оздоровительным и гигиеническим средством.

Под специальными навыками дыхания подразумевают умение управлять длительностью и скоростью вдоха и выдоха, умение за­ держивать дыхание на определенное время, управлять объемом вдоха и выдоха.

Наиболее сильный оздоровительный эффект достигается при занятии физическими упражнениями на свежем воздухе, в том числе и в холодное время года, поэтому меры предупреждения простудных заболеваний путем закаливания и правильной поста­ новки дыхания приобретают большое значение.

Немаловажное значение имеет одежда, которая должна соот­ ветствовать погодным условиям, быть удобной и не стеснять дви­ жений, правильный подбор обуви. Обувь должна быть легкой, мяг­ кой, теплой и удобной. Ношение резиновой обуви можно рекомен­ довать только в сырую погоду с шерстяными носками и теплой стелькой. Необходимо приучать детей ежедневно мыть ноги и менять носки и колготки.

При занятиях физическими упражнениями на воздухе в зимнее время рекомендуется надевать хлопчатобумажное трикотажное белье, рубашку и шерстяной спортивный костюм (при сильном морозе еще свитер и рейтузы), а при сильном ветре — куртку из непродуваемой ткани. На голову надеть шерстяную шапочку на хлопчатобумажной подкладке, а на йоги — кроссовки или кеды с шерстяными носками (в сильный мороз — две пары носков: хлоп­чатобумажные и шерстяные). Одежду из синтетической ткани ис­ пользовать не рекомендуется, так как она плохо впитывает влагу и не обеспечивает необходимую воздухопроницаемость.

Влияние на детский организм физических упражнений во мно­ гом зависит от уровня физического развития и физической подго­ товленности учащихся младшего возраста. Поэтому на занятиях необходимо следить за самочувствием детей, которое оценивается как учителем (по внешним признакам утомления), так и самим учеником. Этот показатель должен обязательно учитываться при оценке переносимости физических нагрузок в процессе занятий. С одной стороны, утомление при выполнении физических упраж нений — это естественное явление, без которого невозможно повы­ шение физической подготовленности и тренированности детского организма, с другой — резко выраженное утомление крайне не­ желательно.

Признаки легкого, обычного для урока физической культуры утомления — покраснение кожи, ровное дыхание, небольшая пот­ ливость, отсутствие жалоб на усталость. Значительное покрасне­ние кожи, напряженное выражение лица, резкое учащение дыха­ ния, нарушения координации движений, жалобы на самочувствие, боль свидетельствуют о переутомлении и о чрезмерности физи­ ческой нагрузки. Для снятия перегрузки следует делать такие интервалы между выполнением упражнений, которые позволят восстановить работоспособность учащихся.

Важно, чтобы сами учащиеся, выполняя физические упражне­ ния, участвуя в подвижных играх, следили за самочувствием. При самоконтроле важно учитывать субъективные данные — сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими уп­ ражнениями, а также частоту пульса и дыхания. Можно реко­мендовать заполнять дневник самоконтроля. Желательно, чтобы учитель регулярно проверял эти дневники, чтобы при появлении неблагоприятных изменений показателей самоконтроля своевре­менно рекомендовать родителям показать ребенка врачу. Контроль за физической подготовленностью учащихся

В целях контроля два раза в год {сентябрь и май) учитель проводит обследование физической подготовленности учащихся 2 класса по бегу на 30 м, прыжкам в длину с места, метанию на дальность набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы (из положения сидя) для сравнения полученных результатов с данными, соответствующими уровню физической подготовлен­ ности детей.

Бег 30 м. Сдача норм в беге на 30 м проводится на школь­ ной спортивной площадке (стадионе) или на ровной дорожке с твердым покрытием. В забеге принимают участие одновременно двое учеников. Бег выполняется из положения высокого старта.

По команде «На старт!» участники забега подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» учитель поднимает флажок вверх, а учащиеся переносят массу тела на переднюю ногу. По команде «Марш!» флажок резко опускается. Судья на финише по первому движению флажка вклю­ чает секундомеры. В момент пересечения линии финиша секундо­ меры выключаются.

Прыжок в длину с места. Ученик располагается у линии от­ талкивания, не наступая на нее. Длина прыжка измеряется от исходной линии до ближайшей к ней точки приземления. Про­ водятся три попытки, лучшая заносится в протокол.

Метание набивного мяча на дальность. Из положения сидя (от исходной черты) выполняется бросок набивного мяча двумя ру­ ками из-за головы энергичным движением вперед-вверх. Из двух попыток лучшая заносится в протокол.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь