Тема: Этикет. Речевой этикет.

0
871
английский

Цель: дать понятие об этикете и речевом этикете, за­ крепить изученную лексику (добрые и вежливые слова), проверить выразительность чтения стихотворных текстов, умение употреблять слова приветствия, прощания и т. п., воспитывать вежливость, внимательное, уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: плакаты: «Как вести себя на улице», «Как вести себя за столом», «Спасибо» (с. 43), сюжетные карти­ ны «День рождения», «Правила уличного движения».

Тип урока: нестандартная форма урока (можно опре­ делить состав жюри, включив в него учащихся старших классов).

План урока

I . Вступительное слово учителя об этикете и речевом
этикете.

Беседа учителя о речевом этикете.

Что такое этикет?

Это правила поведения людей, правила, как вести себя среди людей, чтобы всем было хорошо.

– Что такое речевой этикет?

Речевой этикет устанавливает правила обращения лю­ дей друг к другу в форме приветствия и прощания, поздрав­ ления и пр. Воспитанные люди должны знать правила эти­ кета и правила речевого этикета.

II . Краткие выступления подготовленных заранее уче­
ников о том, как приветствуют друг друга в разных стра­
нах, какие приветствия используют при встрече взрослых
людей, ровесников; на официальной, деловой встрече; чте­
ние плакатов: «Как вести себя за столом» (с. 189), «Как вес­
ти себя на улице» (с. 187), «Спасибо» (с. 49).

Примечание: Урок готовится в процессе изучения раздела «Азбука вежливости»: учитель раздает для заучивания наизусть сти­хотворные тексты, во внеурочное время разучивается сценарий, учи­ тель сам готовит по материалам учебника плакаты: «Речевой этикет», «Как вести себя на улице», «Как вести себя за столом».


III . Конкурс чтецов.

Чтение стихотворения «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова

Добрые слова не лень Повторять мне каждый день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу «С добрым утром!» – я кричу. «Добрый день!» – кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.

Ученик читает стихотворение А. Яшина.

Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром!» «Добрый вечер!» «Добрый ночи!» – говорим.

Другой ученик читает стихотворение В. Кривошеева «Доброе утро!»

Придумано кем-то

Просто и мудро:

При встрече здороваться:

Доброе утро!
Доброе утро!

Солнцу и птицам.
Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

131


В. Боков

Друзья мои! Внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей!

В. Солоухин

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы.

– Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

На доске записываются или проецируются на экран: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Приветик! Здорово! Здравия желаю! Рад вас при­ветствовать! Приветствую вас! Здрасьте! Салют!

Учащиеся читают записанные или проецированные выражения для приветствия и определяют:

Какие приветствия используются при встрече дру­
зей, родных или близких людей?

Какие приветствия используются в официальной, а
какие – в непринужденной обстановке?

Какие приветствия используют во всех ситуациях
(Здравствуйте!)

Какие формы приветствия вы употребляете, встре­
чаясь с соседями, с учителями, которые работают в других
классах, когда приходите к врачу, когда вы видите бабу­
шек из вашего подъезда?

Чтение учителем или сильным учеником отрывков
из произведения «Маленький принц» (А. Экзюпери):

1. Маленький принц поднялся на высокую гору… И теперь он подумал: «С такой высокой горы я сразу уви­ жу всю планету и всех людей». Но увидел только скалы, острые и тонкие, как иглы:

Добрый день, – сказал он на всякий случай.

Добрый день… день… день… – откликнулось эхо.


2. Попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Но тут в песке шевельнулось ко­ лечко цвета лунного луча.

– Добрый вечер, – сказал на всякий случай Маленький
принц

– Добрый вечер, – ответила змея.
(А. Экзюпери)

Учитель: Какие слова приветствия вы услышали?

На доске записаны вежливые слова: здравствуй, здрав­ ствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, до сви­ дания, всего хорошего.

Учащиеся читают текст, вместо точек вставляют веж­ ливые слова, записанные на доске (упр. 3 с. 189) (Упражне­ ния выполняются устно или письменно по усмотрению учителя.)

IV . Инсценирование ситуации «В автобусе» (упр. 5, с. 179), диалога «Поговорили» А. Шибаева.

Разыгрывание сценки «В автобусе», используя веж­
ливые слова и выражения из задания к упражнению
5 на с. 179.