Русский язык 5 класс. Тема: Склонение имен существительных. Морфологический разбор

0
771
физика

1 Тип урока урок изучения нового материала.
2 Общая цель дать общее понятие о 3-х склонениях существительных;
учить определять склонение у существительных;
развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
3 Результат обучения для уч-ся умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации общения;
умение проводить морфологический разбор имени существительного;
воспитание уважительного отношения к русскому языку.
4 Используемые модули Для активизации учебной деятельности, я использовала пять модулей на уроках русского языка (новые подходы в преподавании и обучении, ОКМ, ИКТ, Т и О, преподавание о обучение в соотв. с возрастными особенностями, Од О

5 Источники оснащения и оборудования Учебник «Русский язык» для 5 класса, изд -во Арман –ПВ, стр 34-36; раздаточный материал, компьютер, слайды, интерактивная доска, смайлики, плакаты.

Этапы урока
(Ход урока) Деятельность учителя Деятельность ученика

Орг.момент.
.Разминка Ученики повторяют движения под музыку

Повторение Повторение. Повторить падежи.
Наш урок будет немножко необычным. Мы с вами посетим квартиру А. С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12, в Санкт– Петербурге. <Рисунок 1>

– А. С. Пушкин переехал сюда в начале октября 1836 года. В этих стенах протекли последние четыре месяца его жизни. Здесь он пережил тяжёлую драму, создавал свои последние совершенные творения, здесь на полуслове оборвались его поэтические замыслы и записи.

– Чтобы посетить эту квартиру, необходимо:
выполнить мин. чистописания;
словарную работу;
закрепить умение определять тип склонения;
выполнить физкультминутку;
обобщить знания о падежах им. сущ.;
подвести итог;
получить домашнее задание. Уч-ся отвечают на вопросы учителя

На доске слова:
? склонение ? склонение ? склонение
Астана город дочь
дедушка село лошадь
земля лес Ночь
дядя море тетрадь
– Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Подумайте, почему они записаны именно таким образом?
Совершенно верно. В первом столбике записаны слова м.р. и ж.р. с окончаниями
–а, -я. Это существительные 1 склонения. Во втором столбике записаны слова м.р. с нулевым окончанием и слова ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения. В третьем столбике существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это существительные 3 склонения. Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных». (слайд 2)

– Как определить склонение того или иного существительного мы с вами выясним, выполнив упр.282
– Итак, сделайте вывод о том, как определить склонение существительного.

Чтобы определить склонение существительного, нужно определить его род.
И еще выделить окончание в начальной форме.
– Давайте проверим ваши выводы. Прочитайте правило на стр.14.

Я заметила, что в третьем столбике все слова женского рода и с нулевым окончанием.

Я заметила, что в первом столбике записаны слова с окончаниями –а, -я.

Я думаю, что это как-то связано с родом и окончаниями.

Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)
Соединить первые слоги существительных
муж. жен. и ср. рода, и определить какого они склонения
какое это слово? ( )
Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.) (кошка, мандарин, далеко – команда), (море, ложка, корова – молоко)
2. Выполнить задания:
Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)
2. Решение проблемы.
а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.
герой, Марат, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь
(Это имена существительные в единственном числе.)
б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
— Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
( земля, сестра )
Учитель пишет на доске: Ж.Р.
земля
сестра
– Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.
( Магжан, дядя )
Учитель пишет на доске: М.Р.
Магжан
дядя
— Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
( герой, стол – без окончания )
Учитель продолжает запись: М.Р.
герой
стол
— Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.
( море, дерево )
Учитель вносит дополнения в запись на доске:

земля
сестра

Релаксация. – Наступило утро. Давайте закроем глаза и послушаем музыку Эдварда Грига. (Звучит музыкальный отрывок “Утро” из оперы “Пэр Гюнт”.) (Слайд 17)
6. Продолжение работы по теме урока.

VI. Рефлексия

Проверка полученных результатов. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.
XI. Итоги урока
Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.Определите склонение выделенных существительных.
Наш сад заброшен. Больше всего разрослись тополь и черемуха. За прудом была поляна. Она вся заросла отростками молодых тополей.
VI. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил(а) о том, что существительные…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»
VIII. Самооценивание. Оценка учителя.