Цель занятия: формировать представления детей о том, что они – помощники природы; развивать стремление бережно относиться к природе; воспитывать чувство сопереживания и со причастности с природой.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, шапочки зеленого цвета или повязки на руку, косынки зеленого цвета, аудиозапись из серии «Звуки природы», глобус, зеленый ящик с садовыми инструмен тами, эмблемы (по количеству детей).
Круг радости
– В руках у меня необычная косынка зеленого цвета. Ее получает тот, кто может назвать себя другом природы.
Вы хотите стать моими помощниками?
Для вас я приготовила зеленые косынки. Поприветствуем друг друга!
Нам природа дарит
Радость и здоровье всегда.
Будь защитником природы,
Как велит душа.
Помечтаем
– Я приглашаю вас в интересное путешествие. Послушайте музыку и помечтайте.
Звучит музыка.
– Представьте себе, что вы все – маленькие капельки воды, которые живут в одной большой туче (пауза). Маленькие ка пельки – очень веселые, радостные, шумные (пауза). Больше всего на свете они любят приходить на помощь лугам и полям,
растениям и деревьям. С большой радостью они спешат на землю напоить их своей влагой.
Одна капелька напоила цветок, другая с друзьями напоила всех животных. Трудолюбивые капельки полили поля, леса, парки (пауза). Как хорошо быть капелькой воды, которая спасает все живое на Земле! (пауза).
А теперь представьте, что волшебные капельки воды вновь
превратились в детей и вернулись в свой детский сад.
Кого вы напоили водой? Кому помогли?
Как вы думаете, что чувствовали те, кого капельки напоили водой?
(Рассуждения детей).
Упражнение «Если бы я был…»
Фея Любви мечтает о том, чтобы каждый человек на земле, большой и маленький, научился беречь родную природу. Вы
уже превращались в волшебные капельки воды, а теперь, ребята, давайте представим себе, что каждый из вас стал травинкой или
птичкой, превратился в деревце или в речку.
Если бы ты был речкой, Ержан, хотелось бы тебе, чтобы люди помогали и заботились о тебе? Какую помощь ты от них
ждешь?
А если бы ты была деревцем, Света?
Воспитатель обращается к каждому ребенку, давая ему возможность представить себя в роли волшебной капельки и высказать свое мнение относительно заботливого отношения к природе.
(Ответы детей).
Разминка
Воспитатель предлагает проиграть разминку с движениями. Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.
Потянется росток —
По росточку мы пойдем
В гости к солнышку придем.
Почитаем
_ Ребята! Ka к вы думаете, наша планета Земля может болеть?
(Ответы детей).
– Действительно, наша матушка-Земля живая. Поэтому, как все живое, она гоже может болеть. Вы правильно сказали, что
речки, родники, даже моря и океаны люди засоряют. Горят леса, потому что люди неумело разводят костры, оставляют после се бя много мусора. Не все люди умеют любить природу, не все заботятся о нашей планете.
Воспитатель показывает перебинтованный глобус. Дети рассматривают глобус, обмениваются впечатлениями.
Е. Шкловский. «Глобус»
Смотрю на глобус – шар земной, И слышу голос я реки:
И вдруг вздохнул он, как живой! – Ты береги нас, береги!
И шепчут мне материки: Остановил олень свой бег:
– Ты береги нас, береги! – Будь человеком, человек,
В тревоге рощи и леса, В тебя мы верим – не солги,
Роса на травах, как слеза. Ты береги нас, береги.
И тихо просят родники: Смотрю на глобус – шар зе
Ты береги нас, береги! ной,
Грустит глубокая река, Такой прекрасный и родной.
Свои теряя берега. И шепчут губы: «Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»
– Подумайте и скажите, что нужно сделать всем людям, что
бы сохранить нашу планету, нашу природу?
Дети передают глобус из рук в руки, рассказывают о том, как можно помочь,) Земле, и снимают бинт. Например: «Я не бу ду больше бросать мусор», «А я не буду больше ломать ветки».
(Рассуждения детей).
При наличии мультфильма «Здравствуй, детка!» воспита тель может использовать фрагмент восьмой серии, начиная с эпизода о посещении детьми парка. Предварительно необходи мо кратко изложить содержание седьмой серии.
Упражнение «Помогаем природе»
– Сегодня на прогулке нас ждут важные дела. В большом зе леном ящике лежат инструменты для маленьких помощников
природы. А какие это инструменты, вы узнаете на прогулке.
Добрый Помогайка, Ребятишек собирай-ка!
Мы пойдем сейчас гулять,
И природе помогать
Птичкам домик смастерим, Крошек хлебных им дадим. Травку нежную польем,
В саду листья соберем,
Двор почистим, уберем,
А потом играть начнем!
Обобщаем
Самое лучшее, чем мы можем помочь природе – это наше
заботливое отношение ко всему живому. Помните об этом все гда! Народная мудрость гласит:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой народ не любит.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и лю бить.
Окружающий мир – Сколько в нем красоты! Стать частичкой природы Можем вместе мы!
Круг «От сердца к сердцу»
– Возьмитесь за руки и поблагодарите друг друга нашей любимой песенкой благодарения:
Спасибо, спасибо, спасибо за сегодня, Спасибо, спасибо, спасибо за сейчас!
Домашняя работа
– В альбоме найдите страницу к занятию. Расшифруйте ребус и узнайте, что сказал мальчик своей сестре.
Дополнительный материал к занятию:
Игра «Предскажи погоду»
Ведущий называет примету, другие участники игры должны сказать, какую погоду она предсказывает.
Солнце село в тучу – … (к дождю или к буре).
Звезды мерцают зелеными оттенками – … (к ясной погоде).
Ласточки летают высоко – .. (к ясной погоде).
Цветки голубой фиалки, клевера, вьюна, тюльпанов, оду ванчика закрываются — … (перед дождем).
Диск луны кажется искривленным — … (к ясной погоде).
Дым костра (дым из трубы) поднимается столбом – … (к ясной погоде).
Дым костра (из трубы) валится к земле — … (к ненастной погоде).
Соль отсырела— … (жди дождя).
Быстрое движение облаков — … (к изменению погоды).
Звезды мерцают синими огоньками — … (к дождю).
Муравьи прячутся в муравейник – … (к дождю).
Воробьи купаются в песке или в пыли — … (к дождю).
Светлячки – мигалочки летают ночью — … (к ясной погоде).
Конкурс на лучшую «Птичью столовую»