Урок 28 «ПЕВЕЦ ЛЮБВИ, ПЕВЕЦ СВОЕЙ ПЕЧАЛИ» (ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА) (урок развития речи)

0
932
физика

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А. С. Пушкина)
(урок развития речи)

Цели: познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; обучать выразительному чтению.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):

1) Патриотическая лирика:

– любовь к родной природе;

– гордость героическим прошлым русского народа;

– чувство национальной гордости.

2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:

– разоблачение самодержавия и крепостного права;

– призыв современников к борьбе за свободу народа;

– воспевание борцов за свободу народа.

3) Интимная лирика:

а) дружба:

– дружба как прочный братский союз;

– дружба как союз единомышленников;

– дружба-вражда;

б) любовь:

– любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);

– любовь как мимолетное влечение;

– гуманизм как основа любви;

– любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.

4) Пушкин о поэте и поэзии:

– поэзия и действительность;

– назначение поэзии;

– поэт и народ;

– поэт и толпа;

– положение поэта в современной Пушкину России;

– оценка собственной поэзии.

2. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум»:

1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;

2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;

3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;

4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;

5) философские размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.

3. Взглянем на мир глазами Пушкина – его сердцем и мыслью…

А что такое «поэзия мысли»?

Конечно же, поэзия – это по преимуществу «память сердца»… Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?

1) Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

– Ваши впечатления от пушкинских строк? В чем тайны пленительности стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки?

– Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию.

Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных.

– Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье – вдохновенье – упоенье; безнадежный – нежный – мятежный; ты – красоты – мечты – черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?

2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.

Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

– Ваши новые открытия?

– Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.

– Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?

– Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).

– Кому оно посвящено, кто его адресат?

3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…».

1. Слово учителя.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / тобой, одной тобой…».

2. Чтение стихотворения «На холмах Грузии…».

– Всего 8 (!) строк. Почему оно так кратко?

– Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим («Я помню чудное мгновенье…»).

3. Чтение стихотворения «Я вас любил…».

Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: «Я вас любил…», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и все стихотворение соткано из самых обыкновенных слов; как они преображаются в строках поэта?

Вернемся к начальным словам, к времени глагола: «Я вас любил…». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством.

– Вы поверили в это? В чем тайна пушкинского «расставания» с любимой?

– Сравните «Я вас любил…» с предыдущей страницей Пушкина. (Как тонко, деликатно подчеркивает Пушкин силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; относясь к ней бережно, с теплотой, он желает, чтобы «другой» любил ее так же искренно и нежно, как он.)

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.

1830 год. И вот его «Мадонна»!

Чтение стихотворения учащимися.

– Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (репродукции женских портретов художников Возрождения).

– В чем совершенство поэтической формы «Мадонны»? Что поразило вас в ее строфах?

– Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?

Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? в чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии.

Вслушайтесь в стихи Петрарки.

Чтение по выбору сонетов XVII, XVIII, XX, XXI или других.

– А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).

– Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?

– Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали, уловили ли вы своеобразие «Мадонны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?

– Каково «преображение» Мадонны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?

В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два – это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.

– В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

– В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)

– Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

IV. Заключительное слово учителя.

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

Домашнее задание: письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос в хрестоматии (на усмотрение учителя).