Вид деятельности: тематическое рисование, иллюстрирование басни.
Цели: развивать творческое воображение, умение самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его, передавать конструктивное строение, цвета изображаемых объектов; совершенствовать навыки передачи сюжета литературного произведения в рисунке.
Оборудование: для учителя – иллюстрации басен И. А. Крылова, рисунки художников и учащихся; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.
Литературный ряд: басни И. А. Крылова.
Ход уроков
I. Организация класса.
II. Беседа по теме урока.
Учащиеся могут прочитать басню И. А. Крылова по ролям.
– Почему И. А. Крылов наделил зверей и птиц человеческими характерами?
– Среди людей встречаются «вороны» и «лисицы»?
– Какие черты характера человека можно назвать «вороньими»?
– Каких людей можно назвать «лисицами»?
В поведении животных и птиц И. А. Крылов изображает поведение людей. Баснописец наделяет их людскими характерами, а художники одевают их в одежды людей. Автор высмеивает недостатки людей в образах животных и птиц.
– В каких сказках высмеиваются недостатки людей? А какие герои сказок наделены храбростью, умом, мужеством?
– Мы вспомнили сказочных героев, охарактеризовали героев басни И. А. Крылова, а теперь приступаем к самостоятельной работе.
III. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа начинается с выбора сюжета и составления эскиза иллюстрации.
Выполняется линейный рисунок, анализируется конструктивное строение изображаемых героев, перспективное расположение, линия горизонта и точка схода.
IV. Завершение работы.
После детального уточнения линейного рисунка приступаем к завершению рисунка красками. (См. Приложение.)
Работа акварелью может выполняться по-сухому и по-сырому. Передается изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве: для отдаленных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета.
V. Итог уроков.
Выставка рисунков, их анализ и оценка.