Цель: сформировать представления у учащихся о видах движения земной коры, об эпицентре, очаге землетрясения; грабене и горсте; о происхождении вулканов, гейзеров; познакомить с отличиями действующих вулканов и потухших; формирование умений работать с картой, умение анализировать, сравнивать, прогнозировать.
Оборудование: карта России, таблица «Землетрясение», «Вулканы», набор горных пород и минералов.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Задания на знание фактов.
Выбери правильный ответ:
1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км;
2.Максимальная мощность земной коры: 800м; 80км;
3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км
4.Из каких слоев состоит земная кора?
5.Почему дно океана тонкое?
Задания на проверку умений.
1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?
(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°
2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.
(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .
3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.
1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°
4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)
III. Изучение нового материала.
– На побережье Норвегии, далеко от берега вбиты колышки, которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки находятся не у самой воды?
– Что из этого следует?
– Итак, какова тема сегодняшнего урока? Движения земной коры.
Движения земной коры.
Горизонтальные Вертикальные
– И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно заметить через сотни лет.
Задание 1. Решите задачу.
– Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2см.
2см · 100 = 200см = 2м.
Вопрос.
– К чему приводят горизонтальные движения? (складки – горы, тектонические разломы)
→ ← ←→
– А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений – возвышенности, плоскогорья или низменности.
– Если медленные вертикальные и горизонтальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.
– Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения – это землетрясение. Ежегодно происходит около 100 000 землетрясений, катастрофических – 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.
Задание 2. Работа с учебником.
– Прочитать и записать, как называется место, где возникают сейсмические колебания?
Землетрясения – это подземные удары и колебания земной поверхности.
– Сила землетрясений измеряется в баллах – 12 баллов.
– На доске таблица с изображением вулкана.
Вопрос.
– О каком явлении мы будем с вами сегодня говорить?
– Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?
1.Сообщение ученика. «Откуда пошло название «вулкан»?»
Древние люди считали, что извержение вулканов – это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами.
Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозный Тифон вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.
Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия.
(высота
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже называли Гефестом, а затем переименовали в Вулкан. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом.
Задание 1.
Нарисуйте в тетради вулкан и подпишите его части – жерло, кратер, конус.
Вопрос.
– Все ли вулканы имеют конус?
Типы вулканов.
1.площадной, трещинный, гавайский, этно-везувианский.
2.вулканы могут находиться на дне океанов, а могут на суше.
Вопрос.
– Где будет больше вулканов: на дне океанов или на суше?
– На суше – на границе литосферных плит.
Задание
2.Работа с учебником, чтение текста о гейзерах.
Вопрос.
– Где встречаются гейзеры и горячие источники?
– Вспомните, что такое мантия. Ее свойства.
1.Лава – имеет температуру 1000°, течет по склонам со скоростью 50 км/час. Как только река встречает реку или озеро, она быстро застывает и образует обсидиан-вулканическое стекло. 2.Вулканические бомбы или глыбы – бомбы округлые, вытянутые, а глыбы угловатые большой величины. 4.Вулканические газы – это горячие газы, темпер. 800 – 1000°, раскаленные. тяжелые несутся вниз со скоростью 300 км/час. ? 3. Вулканический пепел.
IV. Закрепление.
1.Какие типы вулканов бывают?
2. Где образуются гейзеры и почему?
3.Какие продукты извержения вулкана вы знаете?
Домашнее задание. § 15-16. На контурной карте обозначить вулканы.