Урок №12. Движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

0
633
редактор изображений

Цель: сформировать представления у учащихся о видах движения земной коры, об эпицентре, очаге землетрясения; грабене и горсте; о происхождении вулканов, гейзеров; познакомить с отличиями действующих вулканов и потухших; формирование умений работать с картой, умение анализировать, сравнивать, прогнозировать.

Оборудование: карта России, таблица «Землетрясение», «Вулканы», набор горных пород и минералов.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Задания на знание фактов.

Выбери правильный ответ:

1.Толщина мантии: 10км; 2900км; 1800км; 65 км; 35000км.

2.Максимальная мощность земной коры: 800м; 80км; 8 км; 800км.

3.Укажите радиус ядра Земли: 3500км; 1500км; 2600км; 1800км; 70км

4.Из каких слоев состоит земная кора?

5.Почему дно океана тонкое?

Задания на проверку умений.

1.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. = +8° С, а глубина 750м?

(750 : 100 = 7,5; 7,5 + (+ 8) = 15,5°

2.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли темп. + 15° С, а глубина 1000м.

(1000 : 100 = 10; 10 + (+15) = + 25° .

3.Вычислите температуру в шахте, если на поверхности -20° С, а глубина 1000м.

1000 : 100= 10; 10 + (-20) = -10°

4. Реши задачу. Температура на поверхности + 24° С, а на глубине +34. Определите глубину шахты. (+34 – 24 = 10; 10 · 100 = 1000м.)

III. Изучение нового материала.

– На побережье Норвегии, далеко от берега вбиты колышки, которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки находятся не у самой воды?

– Что из этого следует?

– Итак, какова тема сегодняшнего урока? Движения земной коры.

Движения земной коры.

Горизонтальные Вертикальные

– И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно заметить через сотни лет.

Задание 1. Решите задачу.

– Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2см.

2см · 100 = 200см = 2м.

Вопрос.

– К чему приводят горизонтальные движения? (складки – горы, тектонические разломы)

→ ← ←→

– А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений – возвышенности, плоскогорья или низменности.

– Если медленные вертикальные и горизонтальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.

– Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения – это землетрясение. Ежегодно происходит около 100 000 землетрясений, катастрофических – 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

Задание 2. Работа с учебником.

– Прочитать и записать, как называется место, где возникают сейсмические колебания?

Землетрясения – это подземные удары и колебания земной поверхности.

– Сила землетрясений измеряется в баллах – 12 баллов.

– На доске таблица с изображением вулкана.

Вопрос.

– О каком явлении мы будем с вами сегодня говорить?

– Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

1.Сообщение ученика. «Откуда пошло название «вулкан»?»

Древние люди считали, что извержение вулканов – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами.

Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозный Тифон вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия.

(высота 3263 м, бушевала 130 раз)

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже называли Гефестом, а затем переименовали в Вулкан. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом.

Задание 1.

Нарисуйте в тетради вулкан и подпишите его части – жерло, кратер, конус.

Вопрос.

– Все ли вулканы имеют конус?

Типы вулканов.

1.площадной, трещинный, гавайский, этно-везувианский.

2.вулканы могут находиться на дне океанов, а могут на суше.

Вопрос.

– Где будет больше вулканов: на дне океанов или на суше?

– На суше – на границе литосферных плит.

Задание

2.Работа с учебником, чтение текста о гейзерах.

Вопрос.

– Где встречаются гейзеры и горячие источники?

– Вспомните, что такое мантия. Ее свойства.

1.Лава – имеет температуру 1000°, течет по склонам со скоростью 50 км/час. Как только река встречает реку или озеро, она быстро застывает и образует обсидиан-вулканическое стекло. 2.Вулканические бомбы или глыбы – бомбы округлые, вытянутые, а глыбы угловатые большой величины. 4.Вулканические газы – это горячие газы, темпер. 800 – 1000°, раскаленные. тяжелые несутся вниз со скоростью 300 км/час. ? 3. Вулканический пепел.

IV. Закрепление.

1.Какие типы вулканов бывают?

2. Где образуются гейзеры и почему?

3.Какие продукты извержения вулкана вы знаете?

Домашнее задание. § 15-16. На контурной карте обозначить вулканы.