Урок № 50. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ
Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, продолжить работу по формированию пунктуационного навыка; систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах.
Урок проводится как семинар, для этого класс делится на 3 группы (возможно и удобно деление по рядам). Каждая группа получает и выполняет свое задание.
I группа. Дать определение однородных членов и доказать его правомерность при разборе самостоятельно выбранного предложения.
II группа. Показать на двух примерах, чем выражается сочинительная связь между однородными членами.
III группа. Показать на собственных примерах условия постановки запятой при однородных членах.
I . Первый этап урока.
Первый этап семинара представляет собой отчет представителей ка ждой из групп о проделанной работе.
II . Второй этап урока.
Второй этап – самостоятельная групповая работа с предложенными текстами.
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Со ставить схемы предложений с однородными членами.
I группа.
1. Мелькает, в…ется первый снег. 2. Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич…м дровами. 3. Около них ск…кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4. Он был высокого роста худощав и к…зался лет тридцати. 5. Два дня ему к…запись новы уединенные поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6. В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и забор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимнем серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл…(н, нн) ые горы зимы бл…стательным ковром (Из произведений А. Пушкина).
II группа.
1. Мрачный бор угрюмо молчит или во…т глухо. 2. И дымком (то) пахнет и травой и дегтем маленько и маленько кожей. 3. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра…чищалось на мгновенье. 4. Последние волны согретого тумана то скатываются и ра…т…лаются скатертями то извиваются и и…чезают в глубокой нежно сияющей вышине. 5. Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте, б. Он бы сам к вам явился да побоялся. (Из произведений И. Тургенева).
III группа.
/. Люблю я бешс.ую младость и тесноту и блеск и радость.
В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш… пот речки тих… струйной.
Наб…рёт он [поэт] новых дум и чу…ств и нам их передаст. 4. Успехи мои хотя были медле (н, нн) ы но благонадежны. 5. Дорогою придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 6. Меж: гори…в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту… (Из произведений А. Пушкина).
редставитель каждой группы (по одному-два человека) объясняют правильность выполнения задания; другие группы могут задавать дополни тельные вопросы.
III . Третий этап урока – изложение-миниатюра.
Задание: использовать предложения с однородными членами.
МОРЕ
Море! Кажется, всё, что я люблю, вмещается в это слово. Оно широкое -широкое, глубокое – глубокое. Я стою на обрыве, и ветер лохматит мои волосы, надувает платье, и оно становится похожим на парус.
Я побывала во многих местах, видела и сказочную корону северного сияния, и безмолвную, кажущуюся безжизненной, но полную тайного движения пустыню. Видела леса, занимающие огромные пространства, красавицу степь, состоящую из шелеста и манящего аромата цветов. Я видела и белые до боли в глазах льды, и топкие болота…
Это прекрасно, но больше всего я люблю море.
IV . Дополнительное задание для закрепления изученного.
Попробуйте изобразить графически все ряды однородных членов в публицистической статье Л. Леонова. *
Приспело время всенародно посчитать, сколько же сыплется у нас сквозь пальцы всякого дефицитного добра. Оно рассеивается пеплом и удушливой гарью, лигнином и опилками спускается в подвернувшуюся речушку, бездельно сорится на нижних складах и разделочных эстакадах, в дюжину рядов устилает топляком русла знаменитых водных магистралей, сгнивает под железнодорожной насыпью и по берегам сплавных рек, рано мелеющих ныне путей и, наконец, просто бесхозным плавником утекает в иноземные моря, где предприимчивый скандинав, дивясь причу дам необъяснимого нашего переизбытка, строит из него уютные и ладные посёлки.