Урок № 50. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

0
704
физика

Урок 50. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, продолжить работу по формированию пунктуационного навыка; система­тизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах.

Урок проводится как семинар, для этого класс делится на 3 группы (возможно и удобно деление по рядам). Каждая группа получает и выпол­няет свое задание.

I группа. Дать определение однородных членов и доказать его пра­вомерность при разборе самостоятельно выбранного предложения.

II группа. Показать на двух примерах, чем выражается сочинитель­ная связь между однородными членами.

III группа. Показать на собственных примерах условия постановки запятой при однородных членах.

I . Первый этап урока.

Первый этап семинара представляет собой отчет представителей ка­ ждой из групп о проделанной работе.

II . Второй этап урока.

Второй этап – самостоятельная групповая работа с предложенными текстами.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Со­ ставить схемы предложений с однородными членами.

I группа.

1. Мелькает, в…ется первый снег. 2. Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич…м дровами. 3. Около них ск…кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4. Он был высокого роста худощав и к…зался лет тридцати. 5. Два дня ему к…запись новы уединенные поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6. В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и за­бор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимнем серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл…(н, нн) ые горы зимы бл…стательным ковром (Из произведений А. Пушкина).

II группа.

1. Мрачный бор угрюмо молчит или во…т глухо. 2. И дымком (то) пахнет и травой и дегтем маленько и маленько кожей. 3. Небо то все за­волакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра…чищалось на мгновенье. 4. Последние волны согретого тумана то скатываются и ра…т…лаются скатертями то извиваются и и…чезают в глубокой неж­но сияющей вышине. 5. Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте, б. Он бы сам к вам явился да побоялся. (Из произведений И. Тургенева).

III группа.

/. Люблю я бешс.ую младость и тесноту и блеск и радость.

В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш… пот речки тих… струйной.

Наб…рёт он [поэт] новых дум и чу…ств и нам их передаст. 4. Успехи мои хотя были медле (н, нн) ы но благонадежны. 5. Дорогою придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 6. Меж: гори…в пленник на­блюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту… (Из произ­ведений А. Пушкина).

редставитель каждой группы (по одному-два человека) объясняют правильность выполнения задания; другие группы могут задавать дополни­ тельные вопросы.

III . Третий этап урока – изложение-миниатюра.
Задание:
использовать предложения с однородными членами.

МОРЕ

Море! Кажется, всё, что я люблю, вмещается в это слово. Оно широкое -широкое, глубокое – глубокое. Я стою на обрыве, и ветер лохматит мои волосы, надувает платье, и оно становится похожим на парус.

Я побывала во многих местах, видела и сказочную корону северного сияния, и безмолвную, кажущуюся безжизненной, но полную тайного движения пустыню. Видела леса, занимающие огромные пространства, красавицу степь, состоящую из шелеста и манящего аромата цветов. Я видела и белые до боли в глазах льды, и топкие болота…

Это прекрасно, но больше всего я люблю море.

IV . Дополнительное задание для закрепления изученного.

Попробуйте изобразить графически все ряды однородных членов в публицистической статье Л. Леонова. *

Приспело время всенародно посчитать, сколько же сыплется у нас сквозь пальцы всякого дефицитного добра. Оно рассеивается пеплом и удушливой гарью, лигнином и опилками спускается в подвернувшуюся речушку, бездельно сорится на нижних складах и разделочных эстакадах, в дюжину рядов устилает топляком русла знаменитых водных магистралей, сгнивает под железнодорожной насыпью и по берегам сплавных рек, рано мелеющих ныне путей и, наконец, просто бесхозным плавником утекает в иноземные моря, где предприимчивый скандинав, дивясь причу­ дам необъяснимого нашего переизбытка, строит из него уютные и ладные посёлки.