Цель: познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа; развивать навыки практической деятельности.
Оборудование: физ.карта полушарий, России, атлас, таблица «Выветривание»
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Знакомство с новым материалом.
Вводное слово учителя.
– Рельеф постоянно меняется под действием различных факторов.
Вопрос.
– Под влиянием каких факторов изменяется рельеф земной коры?
– Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Оба эти факторы действуют одновременно.
Эндогенные факторы
(новейшие тектонические движения)
В складчат обл. на платформе
Возрождение гор, горсты,
грабены, котловины.
Учитель. Среди внешних процессов наибольшее влияние на современный рельеф оказали древние оледенения, деятельность текучих вод, деятельность моря и процессы, вызванные действием силы тяжести; хоз.деятельность человека.
Задание 3. Самостоятельная работа с текстом учебника на с. Составить схему «Экзогенные факторы».
– Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием текучих вод, вечной мерзлоты, ветра.
Экзогенные факторы:
Оледенение текучие воды ветер человек
Морены, озера, речные долины, эоловые формы карьеры,
бараньи лбы, овраги, ложбины рельефа(дюны, терриконы,
зандровые барханы) плотины.
равнины.
– Процессы под действием силы тяжести – обвалы, осыпи, оползни, сели.
– Деятельность моря – по берегам морей неширокие полосы морских отложений: побережье С.Л.океана и Прикаспийская низменность.
– Закрепление.
1.Какие процессы являются строителями, а какие разрушителями рельефа?
2.Как изменяется рельеф под влиянием текучих вод?
3.Как древнее оледенение сказалось на рельефе нашей страны?
4.Как человек изменяет рельеф страны?
IV. Итог урока.
Рельеф Земли необычайно разнообразен и имеет длительную историю. В его формировании участвуют самые разнообразные силы и процессы, проявляющиеся неодинаково и с различной интенсивностью в разных районах нашей страны. Рельефообразующие процессы происходили и в прошлых геологических периодах, но некоторые из них можно наблюдать и в настоящее время. Например, стихийные природные явления, они не только изменяют облик Земли, но и наносят ущерб человечеству. Деятельность человека также изменяет рельеф, чаще всего ускоряя процесс рельефообразования. Для предотвращения негативных последствий необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства: пахать поперек склона, ограничивать нагрузки на грунт, закреплять и засыпать овраги, устраивать водостоки, укреплять берега рек и т.д.
Домашнее задание. § 17 – 18.