Цель: познакомить учащихся с классификацией горных пород и минералов, их происхождением и распространением в земной коре.
Оборудование: раздаточный материал «Горные породы и минералы», учебник.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Каково строение земной коры?
2. Дать характеристику мантии, ядру.
3.Что называют горными породами и минералами.
4.На какие группы делят горные породы и минералы?
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
– Скажите, а что вы знаете о горных породах?
– . Чтобы вы хотели узнать нового о горных породах сегодня на уроке?
– Где встречаются эти горные породы?
– Учащиеся рассказывают, что они знают о породах и где они встречаются.
– Ребята, а теперь назовите мне тему нашего урока. (Горные породы и минералы)
Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. На прошлом уроке мы путешествовали с вами по горным странам, где есть вулканы и гейзеры. Наше путешествие сегодня будет в страну камня, где мы узнаем много интересного и занимательного.
На ваших столах с одной стороны – гранит, а с другой – полевой шпат, слюда, кварц.
Гранит – это горная порода, а остальные – это минералы. Чем они отличаются?
– А теперь подумайте, где образуются магматические породы? (Внутри земной коры)
– Какая там температура, давление? (Большое).
– А что будет, если их перенести в другие «враждебные» условия низкой температуры и давления?( Разрушатся и превратятся в осадочные).
– А что будет с осадочными породами, если они окажутся на большой глубине засыпанными другими породами? (Изменятся).
– Горные породы, которые претерпели изменения называются метаморфическими.
Практическая работа № 6.
Тема: «Определение горных пород своей местности по образцам».
Цель: сформировать простейшие навыки определения горных пород.
Оборудование: образцы горных пород.
1.Свойства горных пород.
1) Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если минерал или горная порода меняют цвет, то указать характер смены окраски.
2) Прозрачность – способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечный свет, прозрачные – пропускающие солнечный свет подобно обычному стеклу, полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
3) Блеск показывает способность преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
4) Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (гранит). Для горных пород излом может быть – зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.
5) Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует шкала твердости, куда входят 10 минералов.
– Для определения твердости можно пользоваться распространенными предметами:
1 – графит; 2 – 2,5 – ноготь;
4 – железный гвоздь; 5 – стекло;
5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твердые предметы
Задание 1. Пользуясь учебником и образцами горных пород заполнить таблицу.
магматические |
Осадочные |
метамор фические |
|||
Глубинные |
Излившиеся |
неорганические |
Органические |
||
Гранит |
Базальт, пемза |
обломочные |
химические |
Мел, известняк, ракушечник, торф, уголь, нефть |
Мрамор, кварцит, гнейс |
Гравий, галька, щебень, песок, глина |
Гипс, калийная, поваренная соль |
Закрепление.
1.На какие три группы делят все горные породы?
2. На какие группы делят осадочные породы, приведите примеры.
3.Как образуются метаморфические горные породы?