Цель: развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными мягким и твердым знаками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Чем различаются выделенные слова?
– Когда пишется разделительный ъ?
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
записал – а подъезд – е
подлетел – д изъян – я
объявил – ? объём – ?
– Определите, какую букву нужно поставить вместо вопроса. Обоснуйте свой ответ. (В первом столбике в слове записал приставка оканчивается на а, поэтому стоит буква а. В слове подлетел приставка оканчивается на д, отсюда буква д. В слове объявил приставка оканчивается на б, значит, вместо вопроса нужно поставить букву б. Во втором столбике в слове подъезд корень начинается с буквы е, поэтому рядом со словом стоит буква е. В слове изъян корень начинается с буквы я, отсюда и эта буква рядом с этим словом. Корень слова объём начинается с буквы ё. Значит, вместо вопроса нужно поставить букву ё.)
Ббё Ббёё Ббёёё …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Сравнение слов с разделительным мягким и твердым знаками.
1. Деление слов на две группы.
Вариант I. упражнение 356.
Вариант II.
На доске записаны слова: сем..я, бул..он, в..езжать, в..юга, с..ёжился, об..явился, руч..и, Ил..я, об..единить, руж..ё, с..есть, л..ёт.
– Напишите слова в два столбика: в левый – с ь, в правый – с ъ.
– Что нужно знать о разделительном ъ, чтобы правильно написать слово?
– Когда пишется разделительный ь?
2. На доске записаны слова:
Под..ём, жил..ё, об..яснил, раз..яснил, певун..я, вз..ерошенный, весел..е, раз..яренный, под..езжать, об..явил, солов..и.
– Выпишите слова с орфограммами – разделительный ъ и проверяемая безударная гласная в корне слова. Рядом напишите проверочные слова.
V. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
съедобный гриб
въезжать в лес
объяснил задачу
подъём флага
разъярённый зверь
съёмка фильма
съёжилась от холода
подъёмный кран
– Прочитайте словосочетания, постарайтесь их запомнить.
Через 1–2 минуты учитель стирает первые слова словосочетаний.
– Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.
VI. Составление текста. (упр. 354.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Где в слове пишется разделительный ъ? (После приставки.)
– Где в слове пишется разделительный ь? (В корне.)
Домашнее задание. Упражнение 357.