Урок 83.ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
797

Цель: обобщить знания о способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Правописание каких букв необходимо проверять?

– Какие предложения о зимних играх вы составили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: гр..за, гр..бы, вр..ги, вр..чи, бр..вно.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением: гроза – грузы, грибы – гриб, враги – враг…)

– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, есть во всех этих словах, она обозначает непарный звонкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква р, во всех словах она стоит на втором месте.)

Рр Ррр Рррр …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В цепочках сочетание прописной и строчной буквы р, количество строчных букв в последующих цепочках увеличивается на одну.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Отгадайте загадку:

Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. (Морковь.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите, запомните его правописание и определите СУО.

морковь

– Что такое морковь? (1) Огородное растение, овощ. 2) Съедобное утолщение корня этого растения оранжевого цвета.)

На доске записаны предложения:

На дворе у снежной бабы побелел морковный нос (Г. Ладонщиков). Морковка хороша, когда яблока нет (Пословица). Глушит сорная трава кустики гороха, и морковь видна едва. В общем, дело плохо (А. Барто).

– Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова, выпишите их. Обоснуйте свой ответ.

– Какие еще однокоренные слова можно добавить в эту группу? (Морковник – кушанье из моркови, морковочка.)

– Сделайте фонетический разбор слова морковь.

V. Запись под диктовку с предварительной подготовкой. (Упр. 288.)

VI. Запись под диктовку слов с указанием проверочного слова: чертил, платил, жильцы, тишина, писал, темно, светло, тепло, пищал, холодно, стоял, верхушка, сидел.

– Назовите слова-антонимы. (Темно – светло, тепло – холодно, стоял – сидел.)

VII. Игра «Исключи лишнее слово».

На доске записаны слова:

Стебелёк, борода, коза, холодает, корешок, зазеленеет.

– Прочитайте. Исключите из цепочек по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.

Образец ответа:

1) Коза – лишнее слово, так как в нем одна безударная гласная, а в остальных по две.

2) Зазеленеет – лишнее слово, так как в нем есть приставка, а в остальных нет.

3) Холодает – лишнее слово, так как это глагол, а оставшиеся слова – существительные.

4) Корешок – лишнее слово, так как в нем две разные безударные гласные, а в остальных словах одинаковые.

5) Стебелёк – лишнее слово, так как в нем есть суффикс, а в слове борода его нет. Осталось одно слово борода.

После того как исключается то или иное слово, учитель или ученик стирает его с доски, затем рассматривается оставшаяся группа слов.

VIII. Итог урока.

– Как проверить безударную гласную в корне?

Домашнее задание. Упражнение 289.