Цель: развивать умение подбирать два проверочных слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как проверить слово с двумя безударными гласными в корне?
– Назовите проверочные слова, которые вы подобрали.
– Какое предложение вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ворона, воробей, сорока, ворота.
– Чем похожи все эти слова? (Во всех словах есть сочетание букв –оро– и непроверяемая безударная гласная буква о в корне слова, все слова трехсложные.)
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – ворота. Это слово обозначает неодушевленный предмет и отвечает на вопрос что? Все остальные слова отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы. 2) Лишнее слово – воробей, в нем две безударные гласные буквы о и ударение падает на третий слог. Во всех остальных словах второй слог ударный. 3) Лишнее слово – сорока, оно начинается с буквы с. Все остальные слова начинаются с буквы в.)
оро ороо орооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (К сочетанию букв –оро– в каждой цепочке добавляется еще одна буква о.)
IV. Игра «Кто быстрее?».
На доске записаны слова:
бр..вно |
кр..ты |
гн..здо |
гл..за |
м..сты |
д..жди |
г..рох |
за..ц |
ул..ца |
дв..ры |
р..ды |
з..ма |
з..рно |
в..дро |
п..так |
Учитель вызывает к доске трех учеников, которые по его команде начинают выполнять задание. Выигрывает тот ученик, который быстро и правильно справится с заданием.
Задание:
1. Вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова.
2. Подчеркните лишнее слово. (Лишнее слово в каждой группе с непроверяемой безударной гласной.)
V. Выборочное списывание. (Упр. 275.)
VI. Деление текста на предложения. (Упр. 275.)
– Проведем физкультминутку. Я буду называть слова с безударными гласными в корне. Если я назову слово с проверяемой безударной гласной в корне, вы присядете. Если я назову слово с непроверяемой безударной гласной, вы сделаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словарных слов я назову.
Учитель называет слова: обед, варить, писать, бежать, змеиный, завтрак, пенал, зверёк, пятно, урожай, платок, ягода, столбы, пенёк, посуда, грачи, стопа, собака.
VII. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.
На доске записаны слова:
д..р..гой |
св..тлячок |
д..р..вянный |
стр..ла |
м..л..дой |
б..р..да |
скр..пучий |
в..л..сы |
т..жёлый |
х..лмы |
д..лекий |
ж..лище |
– Для проверки каких слов вы подбирали два проверочных слова? Почему?
– Чем похожи слова первого столбика? (Это имена прилагательные, отвечают на вопрос «какой?». Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
– Чем похожи слова второго столбика? (Это имена существительные. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
– Составьте устно предложения с некоторыми из слов.
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как проверить слова с безударными гласными в корне?
Домашнее задание. Упражнение 277.