Цель занятия: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; развивать у ребенка интерес к своему здоровью; воспитывать любовь к природе, стремление заботить ся о ней.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, чайные чашки, витаминный сбор из лечебных трав, корзинка, овощи, надпись на бумаге: кафе «Лесная сказка», открытка с советами от Незнайки, книги о здоровье, атрибуты для инсценировки, аудиозапись из серии «Звуки природы», «Танец маленьких утят».
Круг радости
Воспитатель разыгрывает ролевую игру «Кафе «Лесная сказка».
– Сегодня рано-рано утром в наш детский сад приходил Ле совичок-Здоровячок. Он принес посылку. А в посылке много-
много разных пакетиков. Я первый пакетик раскрыла, а там су хие листочки, и так вкусно пахнут! На чай похожи. Я подумала,
что вам очень приятно будет посидеть за столом и попить этот чай. Не простой, а витаминный, от Лесовичка-Здоровячка.
Давайте заварим чай и побеседуем как добрые друзья, которые встретились в кафе «Лесная сказка».
При встрече друзья всегда приветствуют друг друга очень простым, но очень важным словом. Каким, ребята?
Конечно же, словом «здравствуйте». Скажите, что это сло во означает?
(Ответы детей).
– Если хочешь быть здоровым – здоровайся со всеми!
Угощайтесь, пожалуйста, вкусным, полезным для здоровья
чаем из лечебных трав!
Наедине с собой
– Для здоровья очень полезно бывать на природе: в лесу, в степи, у реки, у озера. Все звуки природы – лечебные, они по хожи на нежные руки, которые ласково поглаживают ваше лицо и сердце.
Посидим немного в тишине. Послушаем пение птиц, звон ручья, стрекотание кузнечиков, шелест травы и листьев. Звуки природы успокоят нас, помогут отдохнуть и набраться сил, и мы почувствуем, как нам хорошо и приятно сохранять наше здоровье.
Звучит музыка. Дети отдыхают.
Побеседуем
– Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
(Рассуждения детей).
Почитаем
– Вчера в наше кафе заходил Незнайка и оставил для вас от крытку. В открытке такие советы, что, прочитав их, я удивилась.
Почему — вы сейчас поймете.
Г. Остер. «Вредные советы»
И не сделают укол.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятие
Н e приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Если ты попал в больницу
И не хочешь там валяться, Жди, когда к тебе в палату Самый главный врач придет.
– Какими из этих советов вы бы воспользовались? Почему?
Воспитатель может «сомневаться» в ответах детей, на-
пример:
– Ребята, а разве этот совет вам не нравится: «Стричься тоже
бесполезно, никакого смысла нет»? Почему?
(Рассуждения детей).
Побеседуем
– Что необходимо делать, чтобы Сохранить свое здоровье, не заболеть?
Как вы думаете, почему люди занимаются спортом, трени руются?
Какие советы вы дали бы Незнайке? (Можно позвонить
ему по телефону).
Разминка
– Дети, движение – это жизнь, и оно очень полезно всем для
здоровья.
В нашем кафе «Лесная сказка» очень любят танцевать «Танец маленьких утят». Потанцуем? (Дети танцуют).
Поиграем
Игра-упражнение «Корзинка-витаминка»
– Витамины тоже укрепляют наше здоровье. А что такое
«живые витамины»?
Интересно, где они живут?
Как вы думаете, для чего нужны человеку овощи и фрукты? (Ответы детей).
– Посмотрите, дети, какая чудесная корзинка. И название у
нее веселое – Витаминка. Она очень любит, когда в нее кладут
разные овощи и фрукты. Сейчас она пустая, но мы наполним ее
чем-нибудь вкусным и полезным для здоровья.
Давайте решим, что из этих овощей мы положим в корзинку.
О каждом овоще воспитатель спрашивает детей:
Возьмем его в корзинку?
(Воспитатель кладет в корзинку муляж или настоящий овощ)
Воспитатель Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка! Горошек (весело): Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
От обиды покраснев,
Свекла проворчала:
Свекла (важно): Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нет. Капуста (перебивая) Ты, уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
И грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Я приправа в каждом блюде,
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зеленый лук!
Я – картошка, так скромна,
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым.
Обобщаем
– Вот какая полезная «корзинка-витаминка»!
Вспомним, какие овощи самые полезные?
Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Рассуждения детей).
Круг «От сердца к сердцу»
– Давайте поставим корзинку-витаминку в центр нашего
круга. Встанем вокруг нее. Подумаем, кому ее подарить.
Положите правую руку на сердце, может, оно вам подскажет, кому мы корзинку подарим? Ведь подарок нужно дарить от души и от всего сердца.
чтобы получился сюрприз, скажите мне свое мнение на ушко, я сейчас подойду к каждому из вас.
– Ребята, многие из вас хотят подарить эту корзинку нашим
малышам. Ведь они самые маленькие в нашем детском саду, и
им больше всех нужны витамины, чтобы быстрее расти.
Спасибо вам за вашу заботу о здоровье малышей!
(В предшкольном классе можно овощи раздавать всем во время обеда).
Домашнее задание
– Веселая компания котят решила загадать вам задачку – по пробуйте догадаться, какие слова спрятались в альбоме. Нари суйте, пожалуйста, эти слова.
Приятного вам аппетита и будьте здоровы!
Дополнительный материал к занятию
Лика Разумова «Как устроен я
– Мама! Мама! Расскажи,
Как устроен я внутри.
Вот потрогай мой живот, Здесь хранится торт, компот, Суп, картошечка, сосиски, Апельсин, банан, ириски.
Много сладостей внутри,
А ведь с левой стороны
Я уверен, есть местечко,
Где живёт моё сердечко.
Любопытный мой малыш!
Ты совсем ещё глупыш.
У тебя сердечко выше,
Здесь в груди – тук-тук – услышишь.
внутри»
А где хлопаешь рукой,
Твой желудок, дорогой.
Вся еда к нему идёт
Через рот и пищевод.
Рядом есть кишечник, печень. Мы таблетками их лечим, Если сильно заболят
И в животике урчат.
– Мамочка, а мой пупок Заменяет им звонок!
Если пальчиком нажму,
То как в двери позвоню
И скажу:
– Без докторов
Будь, животик мой, здоров!