Цель занятия: систематизировать и обобщить представления детей о добрых намерениях; закреплять понимание важности любви и умения выражать свои чувства; формировать уме ние рацовать людей.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись мелодий вальса, корзинка, звездочки из тонкой бумаги разного цвета, воздушные шарики для всех детей, цветные ленточки, искусственные и жи вые цветы, пустой флакончик.
Круг радости
Перед занятием воспитатель в центре круга ставит корзину, наполненную разноцветными бумажными звездочками. Звучит музыка. Дети входят в группу.
– А нас ждет приятный сюрприз.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое корзины).
– Что вы видите в корзинке?
(Ответы детей).
– Это действительно необыкновенная корзинка. Посмотрите, сколько в ней звездочек. И все они разные по форме, по цвету.
Это настоящая разноцветная мозаика, которая расскажет нам о любви.
Дети вместе с воспитателем рассматривают звездочки. Воспитатель объясняет:
– Представим: может быть, красные звездочки – это любовь к друзьям, оранжевые – любовь к семье, желтые – любовь к
солнцу, зеленые — любовь к природе, голубые – любовь к Роди не, синие – любовь к жизни, светло- фиолетовые – любовь к са мому себе.
Любовь бывает разной. Она живет в сердце каждого человека.
– Ребята, возьмите разноцветные звездочки из корзинки и после слова «Салют!» подбросьте их высоко.
Скажем вместе дружно, громко: Прими, планета, наш салют! Летит он выше крыши.
А мир наполнила
Любовь девчонок и мальчишек!
(Дети повторяют за воспитателем стихотворение, под брасывая звездочки вверх).
Помечтаем
Упражнение «Необычный подарок»
Звучит музыка вальса.
— Вчера я встретилась с Феей Любви. Я рассказала ей о вас, ребята.
Она внимательно выслушала меня. И порадовалась тому, что на занятиях по самопознанию вы учитесь понимать, любить и уважать друг друга. Фея Любви подарила мне вот этот волшеб ный флакончик.
Посмотрите, какой он красивый. Он пока пуст. Сила и секрет волшебного флакончика в том, что мы по капельке можем на полнить его своей любовью. А Фея пообещала, что капельки любви и нежности обязательно попадут к тем, кто в этом нуждается, кому одиноко, у кого плохое настроение.
Давайте попробуем наполнить флакончик, представив себе того, кому мы хотим подарить нашу радость…
Моя капелька любви для мамы, чтобы она никогда не ус тавала.
— Моя капелька для птиц, чтобы они радовались своим птенцам.
— А кому вы подарите свою любовь?
(Рассуждения детей).
— Как хорошо, как прекрасно, когда мир, в котором мы с ва ми живем, наполнен любовью.
Упражнение по сказке О. Хухлаевой «Как злость Танеч ку и Ванечку в плен поймала»
Воспитатель предваряет упражнение чтением сказки. Жили-были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень лю били: и мама с папой, и воспитательница, и ребята в детском саду.
Но как-то раз они вышли гулять во двор. Налетела тут откуда- то злая туча и захватила Танечку и Ванечку в плен. А назывался тот плен «Королевство Злючек». И все, кто попадал в то королев ство, тут же становились злыми и некрасивыми. И Танечка с Ва нечкой злыми стали, научились кусаться, плеваться, драться и даже ногами пинаться. И даже обзываться они научились.
Но злая туча еще большее зло для наших ребят придумала. Она возвратила их обратно в свой двор, но расколдовывать не стала.
И что тут началось! Танечка с Ванечкой на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А ребят в детском саду то обзовут, то стукнут, а иногда и стукнут, и обзовут сразу. Совсем плохая жизнь у Танечки и Ванечки стала, потому что злым людям очень трудно живется на свете.
Был у Танечки с Ванечкой лучший друг Паша. Решил Паша победить злую тучу, собрал все свое оружие и вызвал ее на бой. Подошла тут к Паше добрая волшебница – воспитательница Татьяна Кирилловна и сказала: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь».
А чем же мне победить зло? – растерялся Паша.
Как вы думаете, ребята, что ответила ему воспитательница?
(Рассуждения детей).
Злого надо полюбить, чтоб о зле он мог забыть, – ответила ему мудрая воспитательница.
Вот и мы с вами, ребята, запомним эти слова и поиграем в заколдованных злых Танечку и Ванечку, которых все вместе бу дем расколдовывать.
Двое ребят – Танечка и Ванечка – садятся на стульчиках в центре группы и изображают злых «заколдованных» детей.
Дети подходят к ним, гладят, говорят добрые, ласковые слова, дарят подарки до тех пор, пока Танечка и Ванечка не «расколдуются» и не станут улыбаться.
Разминка (сопровождается движениями детей)
М. Бородицкая. «Убежало молоко»
Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло,
Под скамейкой проскочило, Трех старушек подмочило, Угостило трех котят, Разогрелось – и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело,
И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела: – Закипело? Закипело!
Почитаем
Е. Неменко. «Я очень люблю…»
Я очень люблю, когда мама смеётся!
Когда под гитару мой папа поёт!
Люблю, когда Машенька наша проснётся, Уж больно мне нравится лепет её!
Люблю слушать длинные-длинные сказки, Конструктор я тоже люблю собирать. Люблю свой альбом, акварельные краски -Нет лучше занятия, чем рисовать!
Люблю много солнца, Люблю много снега, Люблю тёплый дождик – Он лужи несёт!
По мягкой земле босиком люблю бегать. Люблю жить на свете!!!
Люблю всё – пре – всё!!!
Побеседуем
– А что любите вы? О чем вы мечтаете? (Рассуждения детей).
Обобщаем
– Мы говорили сегодня о любви и о том, как важно относить ся с любовью ко всему, что нас окружает. Известный русский пи сатель Л.Н. Толстой сказал такие слова: «Любовь – это бесцен ный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и
все же она у тебя остается».
– Как вы понимаете эти слова?
(Рассуждения детей).
Круг «От сердца к сердцу»
Дети берут у воспитателя воздушные шарики, проговари вая, кого они любят и кто любит их. Например: «Я люблю бра та, брат любит меня».
Домашнее задание
– Вместе со взрослыми рассмотрите внимательно страницу в альбоме, где нарисован Флакон любви. Раскрасьте его (диагно стическое задание по принципу цветописи настроения).
Сделайте звездочки волшебного салюта.
Дополнительный материал к занятию:
М. Дружинина «Сюрприз»
А сегодня мне ужасно захотелось удивить маму. И я решил приготовить салат – уж это она точно от меня не ожидает!
Я надел очки для подводного плавания, чтобы не щипало глаза, и нарезал в миску лук. Добавил огурцы, помидоры, сметану и рее посолил. Ура! Сюрприз гсуов! Просто, быстро и удобно!
Попробовал я свое произведение…. Бр-р! Солоновато! У меня даже очки для подводного плавания соскочили!
– Вперед! В атаку на соль! – скомандовал я и бухнул в миску сахар.
Теперь получилось сладковато. И даже очень.
– Вперед! В атаку на сахар! – скомандовал я и бухнул в миску соль. Соль мигом одержала победу: салат снова стал со леным…
…Так я и метался по кухне — то соль атаковал, то сахар, то салат пробовал. Вдруг ложка стукнула по дну. Миска была пус та! Салат исчез!
«Да это же я его весь перепробовал!» – с ужасом понял я.
Но я не из тех, кто сдается! Все равно будет маме сюрприз!
Я стиснул зубы и снова нарезал овощи. Перемешал со сме таной. И тут… пришла мама.
– Привет, сынуля! Что ты такой всклоченный, весь в огур цах, помидорах, луке и сметане? Неужели салат приготовил?
Вот это да! Где моя ложка?
Мама попробовала салат и воскликнула:
Салат замечательный! Молодчина! Только несоленый! По соли его, сынок!
Не-е-ет! – закричал я диким голосом. – Мамочка! Милень кая! Посоли сама.
А что ты так испугался? Это же очень просто! – Мама со вершенно спокойно посолила салат. – Вот теперь очень вкусно!
Давай, сынок, есть твое произведение!
Не-е-ет! Я не буду! Не хочу! – снова завопил я. – Это все тебе!
Спасибо, конечно, – сказала мама. – Но очень ты странный сегодня.
Просто сегодня магнитная буря, – пояснил я и засмеялся.
Сюрприз удался!