Цель занятия: знакомить детей с ласковыми и добрыми словами, развивать потребность использовать их в своей речи; воспитывать вежливость и доброе отношение к людям.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Звуки природы», две одинаковые корзиночки для цветов, цветы, кон верты по количеству детей, один большой конверт, почтовый ящик, картинки – символы разных слов.
Круг любви
Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга ласковыми словами и пропеть их.
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пе ресылать только те письма и открытки, в которых есть слова
любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова? (Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим
друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте,
нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся друг против друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово. Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботли вый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (и т.д.).
Побеседуем
– Вам приятно было слышать ласковые слова о себе?
А что вы чувствовали, когда ваши друзья говорили вам до брые слова?
(Рассуждения детей).
– Бывает ли так, что вы говорите обидные, плохие и злые слова? (Воспитатель просит детей отвечать честно и искренне).
– А вам говорят обидные слова? Вам приятно слушать их?
А почему неприятно?
(Рассуждения детей).
– Как вы думаете, на что могут быть похожи злые и плохие слова?
(Рассуждения детей).
– Есть очень хорошая поговорка: «Слово ранит, слово ле чит».
Помните, пожалуйста, об этом. Не обижайте словами нико го.
Почитаем
Т. Лукашева. Рассказ «Про медвежонка»
Жил-был был один медвежонок. У него было много игру шек. Позвал он к себе во двор играть зайчонка. Стали они из ку биков дом строить. Не понравилось медвежонку, как зайчонок стены строил, он закричал: «Не так надо строить!» – и сказал зайчику обидное слово. Не захотелось больше зайчонку с медвежонком играть, и ушел он.
Скучно медвежонку одному — позвал он лисенка. Захотели они на велосипеде покататься. Не сумели договориться друзья, кто первый будет кататься, и снова медвежонок наговорил не приятных слов лисенку. Заплакал от таких слов лисенок и ушел. Вышла мама медвежонка и сказала ему…
— Как вы думаете, что сказала мама медвежонку?
(Ответы детей).
И понял тогда медвежонок…
— Как вы думаете, что понял медвежонок?
(Ответы детей).
– Решил он извиниться перед друзьями и послать им по поч те открытки.
Но медвежонок не умеет писать и рисовать, давайте ему по можем.
Творческая работа «Письмо»
– Мы поможем медвежонку составить письмо. Но пока вы не
умеете писать, поэтому попробуем составить письмо с помощью
картинок.
Воспитатель показывает картинки-символы. Картинка с изображением сердечка обозначает слова «Я тебя люблю!», солнца — «Ты добрый, как солнышко!», цветка — «Ты очень кра сивая!», игрушки — «Давай с тобой играть!» и т.д. Дети складывают картинки-символы в конверты: одно — в помощь медвежонку, другое — другу. Затем опускают в почтовый ящик.
Обобщаем
— Какие слова радуют и согревают сердце каждого человека?
Почему ласковые слова необходимо говорить родным и близким?
Какие чувства мы испытываем, когда нам говорят ласко вые слова?
(Ответы детей).
– Ласковые и добрые слова радуют и согревают сердце каж дого человека. Сегодня мы узнали, как важно говорить приятные
слова своим близким и родным, потому что мы их очень любим. Когда нам говорят теплые, нежные, ласковые слова, мы чувству
ем, что нас любят. Всем приятно слышать хорошие слова.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель достает из почтового ящика конверты и раз дает детям.
«Я тебя люблю»! 99 возможностей сказать это ребенку |
Занятие завершается,
Почта закрывается.
Письма все вы получили?
Сказать: «Спасибо» не забыли?
Давайте поблагодарим своих друзей:
Спасибо всем, кто написал Слова любви и нам послал. И пожелаем всем всегда – Дарить хорошие слова!
Домашнее задание
— В своем альбоме допишите письмо при помощи картинок. Попросите взрослых прочесть его вам. Отправьте письмо тому, кому захотите.
Дополнительный материал к занятию:
О. Кургузов. Джем твоего письма (сказка нежная)
Мальчик Киря печатал на пишущей машинке письмо своей бабушке. У бабушки было плохое зрение, и печатные буквы она разбирала, как рукописные.
Мальчик Киря умел печатать на машинке только одним пальцем, поэтому он часто промахивался мимо нужной клавиши и нажимал не на ту букву. Поэтому в письме у Кири было много ошибок.
Закончить свое письмо к бабушке Киря хотел фразой: «Ждет твоего письма». Но он перепутал очередность букв «Ж» и «Д», и у него поручитесь «Джем твоего письма».
«Значит, – решила бабушка, – для Кири мое письмо – это такое же счастье, как его любимый джем.
Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным пись мом отправила внуку баночку его любимого клубничного дже ма. А на бумажке, которой была закрыта баночка, она написала большими бабушкиными буквами «Джему моего сердца».
Продолжай работать, у тебя получается все лучше и лучше.
Я тобой горжусь!
Грандиозно!
Мне очень важна твоя помощь.
Я просто счастлив/-а, когда вижу, как ты работаешь.
Продолжай в том же духе и все получится!
Одно удовольствие учить тебя!
Молодец!
Хорошо.
Не скромничай.
Удивительно.
Уже лучше.
Отлично!
Очень мило.
Еще лучше, чем прежде.
Гораздо лучше, чем я ожидал/-а.
Значительно лучше.
Очаровательно.
Лучше, чем все.
Великолепно .
Потрясающе.
Прекрасно.
Дивно.
Классно.
Высший класс!
Очень продумано.
Незабываемо.
Чудесно.
Неподражаемо!
Несравненно.
Поэтично.
Именно этого мы давно ждали.
Поэтично.
Ты в этом сам/-а разобрался/-ась.
Как ты ловко это делаешь!
Это как раз то, что нужно!
Головокружительно.
Красота.
Как в сказке.
Прямо в точку.
Это трогает меня до глубины
души. Это новое и прекрасное.
Восхитительно.
Поразительно.
Очень ясно.
Как ярко!
Как образно!
Ювелирно точно.
Талантливо.
Сказано здорово – просто и ясно.
Остроумно.
Очень эффектно.
Очень забавно.
Экстракласс.
Эффективно работаешь.
Талантливо.
Прекрасное начало.
Здорово!
Ты просто чудо!
Ты на верном пути!
Ты сегодня много сделал/-а.
Ты одаренный/-ая.
Не отступай!
Ух!!!
Поздравляю.
Работать с тобой просто радость.
По-моему, ты сам/-а все понял/-а. Молодец!
Ты мне просто необходим/-а.
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
Как красиво ты это написал/-а (нарисовал/-а, сделал/-а)!
Попробуй еще разок и все получится!
Как тебе это удалось? Здорово!
С каждым днем у тебя получается вес? лучше и лучше
(Молча погладить по голове).
(Молча подержать за руку).
(Молча обнять ребенка).
(Открыто смотреть в глаза).
Ты — мое солнышко!
Ты все замечаешь и понимаешь.
Ты сделал/-а это с легкостью.
(Выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное).
Хорошо сделано (ласково-уменьшительное имя ребенка).
Тут мне без тебя не справиться!
Это действительно получилось!
Я знал/-а, что у тебя это получится.
Ты меня очень обрадовал/-а!
Ты мне нужен именно такой, какой/-ая ты есть!
Я знал(а), что тебе это по силам!
Для меня нет никого красивее тебя!
Для меня нет никого лучше, чем ты!
Сегодня ты превзошел/-ла сам/-а себя!
Ты – мое счастье!
Я рад/-а, что ты – мой/моя сын/дочь.
Никто мне не может заменить тебя.
Прекрасная мысль!
Я бы не смог сделать это лучше тебя.
Вот это я называю хорошей работой.
Фантастика, у тебя это получилось!
К этому осталось еще добавить – «Я люблю тебя!».