Цели: ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Щепетильный – от щепоть.
Мелкие изделия в старину называли щепетильным товаром.
Людей, строго до мелочей последовательных и принципиальных в отношении с кем-нибудь или чем-нибудь, называют щепетильными.
Он считался щепетильным человеком.
III. Работа над материалом § 29, с. 59.
IV. Выполнение упражнений 138, 139.
V. Наблюдения над интонацией повествовательных и побудительных предложений.
1. Наблюдения над интонацией, характерной для побудительных предложений. Упражнение 140.
2. Запись предложений под диктовку. Наблюдение над интонацией повествовательного и побудительного характера.
Шумят ручьи! Блестят ручьи! (Е. Баратынский.)
С каждым часом ночь холодней. (К. Паустовский.)
Расскажи мне сказку про лисичку! (. . )
Тонкий туман стоит над желтыми полями.
VI. Диктант с последующей самопроверкой.
Выполнение упражнения 142.
V. Выполнение упражнений 143 (устно), 144 (письменно).
VI. Найдите слова, с помощью которых заданы вопросы.
1. Сколько времени? Который час?
2. Где течет Нева? И когда не спит сова? (А. Барто.)
3. «А где мой товарищ? – промолвил Олег. – Скажите, где конь мой ретивый?» (А. С. Пушкин.)
VII. Выполнение упражнений 144, 145,146.
Домашнее задание: упражнение 141.