Уроки 64–65 НОВЕЛЛА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»

0
17
физика

Уроки 64–65 НОВЕЛЛА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»

Цели: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Ход уроков

I. Организация урока.

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX в.

Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.

Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы – новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.

В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

Творчество П. Мериме – историка, создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

III. Работа над понятием «новелла».

Определение понятия можно записать в тетрадь.

Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

Учитель. Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придется прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

IV. Тест по прочитанному.

1. Действие новеллы происходит:

а) на побережье моря;

б) на крутом возвышенье;

в) в долине реки.

2. Маки?? – это:

а) цветы;

б) плантация для выращивания товара контрабандистов;

в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» – это портрет:

а) Маттео Фальконе;

б) Теодора Гамба;

в) Джаннетто Санпьеро.

4. Фортунато спрятал бандита:

а) в погребе;

б) в доме;

в) в копне сена.

5. Желтые Воротники – это:

а) пастухи;

б) корсиканские солдаты;

в) бандиты, которые прятались в маки.

6. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат;

б) в двухэтажном особняке;

в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.

7. Фортунато был мальчик:

а) корыстный;

б) бескорыстный;

в) очень трусливый.

8. Солдаты:

а) сразу пристрелили пойманного бандита;

б) перевязали ему рану;

в) заковали его в кандалы.

9. Маттео Фальконе:

а) был связан с бандитами общими незаконными делами;

б) был зол на бандитов;

в) уважительно относился к ним за их мужество и смелость.

10. Джаннетто:

а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь;

б) сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео;

в) кричал и ругался на Маттео последними словами.

11. Маттео:

а) похвалил сына за полученные от сержанта часы:

б) вдребезги разбил их;

в) не обратил на часы внимания.

12. Маттео заставил сына перед смертью молиться:

а) чтобы дать себе время остыть, простить ребенка и изменить свое страшное решение;

б) чтобы дать сыну умереть христианином;

в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

13. Поступок Маттео вы объясняете:

а) великой любовью к родине;

б) эгоизмом;

в) чувством собственного достоинства и чести?

Код: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а, 11-б, 12-б, 13-в.

Ответ на вопрос 13 выявляет личное восприятие героев учащимися, поэтому все иные ответы не расценивать как неправильные.

Кроме того, можно заострить внимание учащихся и еще на одном тестовом вопросе:

14. В ситуации сыноубийства чей поступок вы одобряете:

а) Маттео Фальконе;

б) Тараса Бульбы;

в) осуждаете обоих?

V. Словарная работа.

Слова вынесены на доску.

Порто Веккьо – городок на острове Корсика.

Маки?? – густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных.

Муфлон – дикий баран.

Корсика – остров в Средиземном море.

Пастух-кочевник – пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд.

Корт – небольшое селение.

Прогалина – место, свободное от зарослей.

Canorale – на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий.

Бандит – (здесь) скрывающийся от погони.

Вольтижеры – отряды стрелков – помощников полиции.

Carchera – сумка для патронов.

«Отче наш», «Верую», «Богородица», литания – молитвы.

Панихида – поминальная молитва.

VI. Анализ новеллы.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?

2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»

3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил…» до слов «– Не бойся ничего».

Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.

4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?

5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?

6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?

7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?

VII. Составление характеристик героев.

Примерный план характеристики литературного героя.

Записан на доске.

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой живет герой.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.

7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к герою.

9. Отношение автора к герою и значение образа героя в раскрытии идеи произведения.

VIII. Подведение итогов беседы по произведению.

Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном произведении.

Учитель. Какие выводы вы, читатели, сделали для себя, познакомившись с новеллой «Маттео Фальконе»?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «О чем я хочу спросить у автора».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь