Вид занятий: лепка птиц и животных (работа в объеме).
Цели и задачи: знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином; понять отличие работы в плоскости от работы в объеме; показ произведений из разных материалов с разными выразительными возможностями (камень, глина, дерево пластилин, стекло, фарфор, металл, бетон); дать представление о работе художника-скульптора; знакомство с анималистическим жанром; укрепление межпредметных связей (чтение, биология); развитие внимания к природе и наблюдательности, воспитание заботливого отношения к ней; развитие творческих способностей, художественной и общей культуры.
Оборудование урока: для учителя – пластилин; для учеников – дощечка-подставка (ДВП, картон), пластилин (нежирный), стеки, тряпка, банка с водой, тальк, газеты (накрыть парты и столы), проволока (для каркаса дерева).
Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии сувениров, скульптур (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья, А. Балонский и др.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена, П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»), Ход урока 6
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседы по теме урока. Объяснение задания.
Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и птицы! Художники любят изображать животных. Их рисуют не только красками, мелками, тушью, но и лепят из пластилина, глины.
– А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина?
Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой (лат. sculptura от sculpo – «вырезаю», «высекаю»). Скульптура – это ваяние, пластика, вид изобразительного искусства. То, что изображает скульптор, имеет объем, его произведение можно рассмотреть со всех сторон (в отличие от картины, иллюстрации), даже ощупать. Оно имеет форму, рельеф. Скульптур вырезает, высекает, отпиливает свое произведение из твердого материала или ваяет из более мягкого или податливого. Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы или, наоборот, путем прибавления, наращивания массы либо способом отливки (металл). Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.
– Приведите, ребята, примеры материалов, которые может использовать скульптор? {Камень, дерево, металл, бетон, стекло, гипс, глина, пластмасса, пластилин и пр.)
– Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре – одному из видов изобразительного искусства? (Да.)
Изображение животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показать). Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных, братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. – Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. (Анализ зрительного ряда и обобщение учителя.)
Т. Агафоненко. Такого белого медведя
Златогривый конь. Соломка высек из камня В. Ватагин
III. Работа над заданием.
Задание: изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).
Учитель показывает, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как работать стекой. Парты (столы) должны быть предварительно накрыты газетами.
Следует посмотреть (на таблицах, фотографиях), как лепят животных художники, каковы формы, пропорции, движения выбранных для работы животных (использовать слайды, иллюстрации детских книжек и журналов).
Одновременная работа учителя и учащихся.
Делаем объемное изображение (скульптуру) животных родного края (заяц, лиса, кот, собака, медведь). В нашем случае – лиса и лошадка. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отобрать для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.
– У кого из вас есть домашние животные?
– Что общего у разных животных, птиц? (Наличие определенных частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)
– Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются? Лепим лошадку:
1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина (коричневого, черного).
2) Разделить на 3 части:
– из первой лепим голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания;
– из второй – туловище, вытягиваем и прогибаем посередине;
– из третьей – делаем ноги и хвост (тоже разделив на три части), вытягиваем гриву.
3) Можно украсить лошадку (упряжка, шерсть, «яблоки»), процарапать ноздри, рот, глаза.
4) Закрепить на дощечке.
Лепим лису:
1) Так же скатываем и делим «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина).
2) Голову и шею вытягиваем так же, но мордочка острее; нос -можно добавить шарик.
3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).
4) Верхние лапы крепим с боков, задние – сбоку, горизонтально вытягиваем их ступни.
5) Хвост заострить на кончике и у основания; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.
6) Закрепить на дощечке.
Способы работы похожи, но разница в деталях.
Этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение характера движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.
Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к хозяину-человеку, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на Земле.
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных учащимися работ. Требования к работам:
– анатомически верные;
– соблюдение пропорций;
– передача движения;
– работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.); – общая завершенность, выразительность;
– аккуратное выполнение.
Домашнее задание: найти изображения скульптур по теме урока; рассказать, что в них понравилось (не понравилось).
Ход урока 7
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Выполнение задания предыдущего урока (продолжение).
Учитель. Сегодня мы лепим дополнительный элемент – дерево, с помощью которого мы создадим уже объемную композицию из двух элементов.
Лепка дерева (на картонном квадратике) с корнями, изогнутым живым стволом, все более утончающимся, и растущими в разном направлении ветвями дает представление об объеме (и объекте) в пространстве, видимом со всех сторон. Дерево должно быть выше зверя (лисы, лошадки). Лепим с использованием каркаса. В конце урока деревья компонуем в лес и заселяем зверушками. Создается игровая ситуация.
III. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Оценка выполненных учащимися работ.