Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает.
И. Шиллер
Цели: расширять кругозор учащихся, систематизировать знания; формировать навыки работы с обучающими текстами.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Изучение материала
План
1. Наука и образование XXI в.
2. Общая характеристика современной культуры.
3. Художественная культура современности.
4. Постсоветская культура.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в форме семинара. Учащиеся должны быть предупреждены, что в своих выступлениях они должны использовать краеведческий материал.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в форме круглого стола. Его проведение требует большой подготовительной работы, так как нужно пригласить соответствующих специалистов или интересных собеседников. Возможны предварительные экскурсии, в ходе которых учащиеся выполняют пропедевтические задания по тематике круглого стола.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Изучение новой темы проходит в рамках комбинированного урока, на котором учащиеся выступают с сообщениями, проводят мини-дискуссии.
Какой бы вариант ни избрал учитель, учащиеся должны усвоить, вспомнить и систематизировать следующий материал.
1. Наука и образование XXI в.
Понятие «наука» используют в трех аспектах:
• как особую систему знаний, основанную на законах и закономерностях;
• как систему специфических организаций и учреждений с работающими там научными сотрудниками, которые вырабатывают, хранят и распространяют научные знания;
• как особый вид деятельности, систему научных исследований.
Цели науки: теоретическое отражение окружающей действительности (описание, объяснение, предсказание процессов и явлений), определение практической значимости научных открытий.
Функции науки: культурно-мировоззренческая; совершенствование производства (техники и технологий).
Процесс научного познания: формулировка проблемы – выдвижение гипотезы – определение и использование методов и средств исследований — оформление и осмысление результатов — выдвижение на их основе концепций и теорий.
На современном этапе наука активно участвует во всех процессах общественного развития и управления ими. Научные методы и данные используются для разработки различных программ, например национальных проектов современной России.
В науке существуют свои этические нормы, определяющие степень дозволенности для ученых. Где заканчивается эта дозволенность, каждый ученый определяет исходя прежде всего из своих нравственных представлений. Условно эти нормы делятся на три группы:
• общечеловеческие требования и запреты;
• защита специфических научных ценностей;
• нравственные правила (взаимосвязь свободы научного поиска и социальной ответственности ученого).
Переустройство общества всегда связано с переустройством системы образования. Сущность этих изменений зависит от тех задач, которые решает в данный момент общество. Процесс социализации человека продолжается всю жизнь по двум направлениям: в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств и в ходе целенаправленного воздействия на него общества в процессе воспитания и образования.
Современная система образования ставит своей целью повышение качества образования. Разработаны соответствующей комиссией ЮНЕСКО показатели образовательной компетентности, ключевых компетенций. Проводится гуманизация (повышенное внимание к личности, нравственному воспитанию человека), гуманитаризация (усиление внимания к изучению общественных дисциплин), интернационализация (создание единой системы образования для разных стран).
2. Общая характеристика современной культуры
XX в. и начало XXI в. – наиболее динамичный период в истории цивилизации. Для него характерны торжество науки, человеческого интеллекта; утверждение идеалов любви к человеку, принципов равенства и демократии и одновременно социальные потрясения, две смертоносные мировые войны и рост терроризма; усиление социального неравенства людей.
Техногенная цивилизация существует более 300 лет, но она оказалась не только очень динамичной, но очень и очень агрессивной. Она подчиняет себе, подавляет традиционные общества и культуры. В ней совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникновение новых ценностных ориентаций. Все большее число ученых особую роль отводит идеям как регуляторам жизни общества.
Техника все чаще начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». Необратимый характер приобретает кризис экосистемы, происходящие изменения на социальном и природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Развитие техногенной цивилизации подходит к критическим рубежам.
Для культуры современной цивилизации характерны следующие черты:
1. Широкое распространение гуманистических принцииов и идеалов.
2. Наука стала мировой, объединяя усилия разных стран в условиях глобализации.
3. Космизм.
4. Необходимость решения глобальных проблем.
5. Расширение сфер воздействия культуры на людей в условиях информационного общества.
6. Массовая культура доминирует в современной культуре.
7. Современные концепции развития культуры ориентированы на повседневную жизнь человека, признают невозможность познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем, все чаще проявляются идеи пессимизма и абсурдности.
3. Художественная культура современности
1. Модернизм. Направления модернизма в искусстве: кубизм (объекты как сумма геометрических фигур), футуризм (протест против театров, музеев, изображение человека в движении, в быстром ритме жизни много рук и ног), экспрессионизм (фантастические образы), абстракционизм (из-за игры цвета изображаемые предметы нельзя узнать), сюрреализм (запись грез, сновидений, свободных ассоциаций). Провозглашает главным субъективистское видение мира, воображение и фантазию при создании художественных произведений.
2. Авангардизм (протестует против всего на свете). Поп-арт -одно из направлений.
3. Неореализм.
4. Постсоветская культура
В развитии постсоветской культуры ярко проявляется плюрализм. Однако на рубеже веков отечественная культура находилась в кризисном состоянии. Это был системный кризис; проявлялись девальвация образования, духовных ценностей; коммерциализация учреждений культуры; разрушалась материальная база и инфраструктура сферы культуры. Экспансия западной и прежде всего американской культуры, формирует психологию человека-потребителя.
Однако в последнее время предпринимаются определенные меры для преодоления кризиса и благодаря изменяющейся государственной политике в области культуры происходит возвращение российской культуры на прежние позиции в мире.
Составной частью современной российской культуры является культура русского зарубежья.
Домашнее задание
1. Выбрать одно из высказываний как тему эссе:
• «Наука – это истина, помноженная на сомнение» {П. Валери).
• «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества» (Эзоп).
• «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский).
2. С. 369-371 (Боголюбов).